Open
Close

Особняк А. И. Дерожинской. Дом дерожинской История дома Дерожинской

Московский модерн в лицах и судьбах Соколова Людмила Анатольевна

Особняк А.И. Дерожинской в Кропоткинском переулке, № 13 (1901)

Это здание по праву считается одним из лучших творений Шехтеля и входит в десятку самых ярких образчиков московского модерна.

Его заказала Францу Осиповичу, уже ставшему к тому времени самым модным архитектором Первопрестольной, Александра Ивановна Дерожинская, которая была знакома как с самим зодчим, так и с его творчеством, поскольку первый брак ввел ее в семью Рябушинских, для которых Шехтель построил несколько прекрасных зданий.

Особняк находится в глубине двора, от улицы его отделяет красивая кованая ограда, рисунок которой называется «Роза Глазго».

Фасад здания, прорезанный огромным арочным окном, облицован светло-зеленой керамической плиткой и отделан лепниной в виде цветочных композиций и гирлянд. Парадный вход находится не со стороны улицы, а в глубине двора.

Особняк А.И. Дерожинской

Дом имеет два этажа и подвал. На первом этаже располагались гостиные, библиотека, кабинет и будуар хозяйки, покои ее супруга. На второй этаж, предназначенный для детей и их гувернанток, из холла вела красивая лестница, украшенная деревянным резным декором. А вот кухню, которая была тоже на втором этаже, соединяла со столовой специальная «черная» лестница, перила которой поддерживали кованые элементы, сочетающиеся с оградой особняка. Подвал был занят хозяйственными помещениями и комнатами прислуги. Все было оснащено в соответствии с новейшими инженерными технологиями: водяное отопление, вытяжная и приточная вентиляция, электричество, канализация, водопровод, ванные и туалетные комнаты и телефонная связь.

Нельзя обойти молчанием мраморный камин холла – самый большой на то время в Москве. Но не из-за его размеров, а потому что он украшен горельефом, изображающим две человеческие фигуры: мужчину – лицом и женщину, отвернувшуюся и закрывшую лицо рукой. Сейчас трудно сказать, почему Александра Ивановна выбрала именно такой сюжет. Говорят, все еще тяжело переживала предательство первого супруга.

Как всегда, Франц Осипович продумывал даже мельчайшие детали интерьера, делая его единым целым, главным в котором были стиль, удобство и комфорт. Во внутренней отделке по желанию заказчицы было широко использовано дерево: дубовые панели, мебель, уникальный паркет, стеновые панели, лестницы, оригинальные оконные рамы, а также яркая деталь – россыпь потолочных светильников, меняющих интенсивность свечения, обрамленных цветами из лепнины, мода на которые добралась до нас чуть ли не через век.

Кстати, молельни, как это было принято в старообрядческих домах, в особняке не было. Да и дальнейшие три (!) развода мадам Бутиковой-Рябушинской-Дерожинской-Зиминой говорят о том, что хозяйка не очень-то держалась за старые устои.

В начале 1903 года особняк был закончен отделкой. По случаю новоселья был торжественный прием с обедом, меню которого тоже оформил Шехтель.

Но это еще не означало полного завершения работ: своего часа ждали почти 250 квадратных метров площади, предназначенной для потолочных и стенных росписей. Для выполнения фресок Шехтель, у которого был карт-бланш, пригласил талантливого молодого художника Игоря Эммануиловича Грабаря. Тот с увлечением взялся за дело и вскоре представил хозяйке на суд свои эскизы. Но вероятно, наша дамочка включила режим экономии либо просто показала свой вздорный характер – предложила художнику лишь половину от обещанной суммы (5 тысяч рублей). Тот, естественно, отказался.

Она не подумала, в какое положение поставила архитектора, который оговаривал условия заказа… Скрепя сердце Шехтель уговорил взяться за работу (кстати, за урезанный гонорар) уже признанного Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова. Тот осмотрел особняк, остался от него в полном восхищении и согласился. Очень может быть, что по дружбе с зодчим.

Художник работал истово, выполнил эскизы, которые на всех, кто их видел, произвели огромное впечатление. Но не на госпожу Дерожинскую.

Борисов-Мусатов в письме А.В. Щусеву так обрисовал ситуацию: «Заказ с моими фресками не состоялся, хотя эскизы удались, как говорят. Но барыня, вероятно, думала, что я ей сделаю их для своего удовольствия – задаром. Поэтому половину их я продал в Третьяковку, а остальные два (увы?), по-моему, лучшие, оставил для Парижа». Горечь он не смог скрыть и в письме к А. Бенуа: «Моя фреска потерпела фиаско… Сделал я четыре акварельных эскиза, и они всем очень понравились… Владелица же палаццо, где нужны эти фрески, благородно ретировалась, предложив за них гроши».

Вам это не напоминает сегодняшнее бесправие творческих людей перед толстосумами, которые иногда из скупости, иногда из вредности, а чаще, чтобы продемонстрировать свою полную безнаказанность, не платят творцам?

«Шехтель был в отъезде и не мог объяснить капризной заказчице, что ей предлагают шедевры. В свое время он убедил Зинаиду Морозову принять панно, написанные Врубелем для ее особняка на Спиридоновке. В ту же осень Борисов-Мусатов умер» (с сайта «Моя Москва»).

Говорят, что тот огромный черный паук, выполняющий функцию ручек на внутренних створках входных дверей, – своеобразная характеристика хозяйки дома, данная архитектором.

После 1917 года, естественно, роскошный особняк был национализирован. Там в разные времена располагались: Культурно-просветительское общество Украинской рады, школьный отдел Наркомпроса, которым заведовала Н.К. Крупская (кому из молодых читателей эта фамилия ничего не говорит – вдова В.И Ленина). С 1921 по 1924 год здание занимали норвежский полномочный представитель Ф. Якхельн и норвежская торговая миссия.

Ручка двери «Паук»

Потом в особняке находилась китайская дипломатическая миссия, которая через три года была преобразована в посольство. В начале 1930-х годов – представительства Узбекской, Туркменской и Таджикской союзных республик. За время их пребывания в особняке Дерожинской интерьер уникального здания сильно пострадал: холл был разделен перекрытием на два этажа, частично были разобраны камины, демонтированы бра и плафонные светильники, исчезла уникальная мебель и некоторые стеновые панели, закрашены или заклеены росписи… В 1959 году особняк был передан посольству Австралии.

В 2009–2013 годах в здании проводились полномасштабные реставрационные работы, в ходе которых были восстановлены некоторые потолочные росписи и мозаичные полы. А на стенах появились фрески, выполненные по эскизам Борисова-Мусатова, сохранившимся в архивах Третьяковской галереи. Скажете, новодел? Возражу: историческая справедливость по отношению к художнику. Да и красиво вышло. Говорят…

Портрет владелицы особняка разыскать не удалось, но немного рассказать о ней нужно.

Александра Ивановна Дерожинская (1877 – 1920-е?) была дочерью богатого купца 2-й гильдии, владельца нескольких текстильных фабрик, собственного магазина на Мясницкой, особняков и подмосковной усадьбы Ивана Ивановича Бутикова, сохранившего веру отцов, – то есть старообрядца. После его смерти миллионное состояние было разделено между сыном, Степаном, и вдовой, Анфисой Федоровной. Сын деловой хваткой отца не обладал, и постепенно бизнес стал приходить в упадок, наследство таять на глазах. После смерти матери в 1890 году ее доля перешла к дочери, Александре.

Та была девушкой энергичной и решительной. Несмотря на то что в шестнадцать лет ее выдали замуж за Павла Павловича Рябушинского и у них уже подрастал сын Павел, Александра стала вникать в коммерческие дела.

После смерти брата (в 1900-х годах), не имевшего детей, к Александре переходит и его часть (остатки, точнее сказать) семейного бизнеса. Деятельная Александра Ивановна стала во главе «Товарищества мануфактур Ивана Бутикова» и сумела так наладить работу, что вывела «Товарищество» из кризиса и сделала вновь рентабельным.

После развода с мужем – кстати, сын Павел остался с отцом – в 1901 году Александра вновь выходит замуж. По большой любви, между прочим. Ее избранником стал поручик Николаевского лейб-гвардии конного полка под руководством великого князя Дмитрия Павловича Владимир Валерианович Дерожинский. Он происходил из небогатой семьи потомственных военных. Но служил, видимо, хорошо, потому как за особую доблесть его имя было «записано на мраморную доску почета».

Построив роскошный особняк в Штатном переулке (позже, в 1921 году он стал Кропоткинским), хозяйка мечтала «свить» в нем семейное гнездо. Но в 1910 году брак, в котором так и не появились наследники, распался.

Вскоре Дерожинская выходит замуж за одного из крупнейших российских текстильных фабрикантов – Ивана Ивановича Зимина, директора «Товарищества Зуевской мануфактуры», тоже, кстати, из среды старообрядцев. Сама Александра Ивановна в благотворительных делах замечена не была, а вот новый ее супруг был меценатом: финансировал созданную его братом Сергеем «Частную оперу Зимина». Иван Иванович после женитьбы переселился в дом жены в Штатном переулке.

По отзыву современников, владелица особняка сумела сохранить отношения со всеми мужьями. Брюс Локхарт (1887–1970) – консул Великобритании в Москве в 1912–1917 годах – вспоминал: «Мне занимательно было наблюдать, как мадам Зимина, московская миллионерша, каждое воскресенье обедала и играла в бридж со своими тремя мужьями – двумя бывшими и одним настоящим. Это показывало толерантность и понимание, которые в то время были за пределами восприятия западной цивилизации. Английские жены, однако, с ханжеским ужасом разводили руками».

За бывшим мужем, В.В. Дерожинским, сохранилось место в правлении «Товарищества мануфактур Ивана Бутикова», а новый супруг стал официальным финансовым советником.

В браке с Зиминым она родила сына Сергея. Но и это не спасло семью: супруги через какое-то время развелись.

О судьбе владелицы роскошного особняка, который, несмотря на смену ее фамилии, так и остался в истории «Особняком Дерожинской», после революции ходили разные слухи: чаще тиражировалось, что она эмигрировала. Но в воспоминаниях брата ее последнего мужа, Сергея Ивановича Зимина, упоминается встреча с ней в 1921 году в Москве, когда она с Иваном Ивановичем Зиминым и сыном Сережей была у него на дне рождения. И.И. Зимин умер от тифа в 1922 году. Его родня никогда не принимала «дважды разведенку» и считала, что сына у нее следует отобрать. Но дальнейшая судьба Сергея Зимина неизвестна. Как и его матери. По слухам, она какое-то время даже вынуждена была работать в «кассе тотализатора на ипподроме»…

Из книги Два Петербурга. Мистический путеводитель автора Попов Александр

Экс в Фонарном переулке Не секрет, что деньги на революционную деятельность добывались в том числе и с помощью ограблений, так называемых «эксов». 14 октября 1906 года в Петербурге случился один из самых знаменитых таких эпизодов – нападение на карету портовой

автора

Особняк Листа – Кусевицкой в Глазовском переулке, № 8 (1898–1899) Этот особняк Лев Кекушев строил для себя. Тут уж он дал разгуляться фантазии, но в то же время специалисты видят в нем стилизацию брюссельского отеля «Тассель», построенного Виктором Ортом, основоположником

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк Ф.О. Шехтеля в Ермолаевском переулке, № 28 (1896) Францу Шехтелю в 1896 году было 36 лет. Он полон творческих сил и дерзких замыслов. За ним уже прочно утвердилась репутация модного – а главное! – талантливого архитектора. Он много строил для самых богатых и уважаемых

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Здание скоропечатни товарищества «Левенсон А.А.» в Трехпрудном переулке, № 9 (1900) Глядя на это нарядное здание с эркерами и разными по величине окнами в ярких наличниках на углу Трехпрудного и Мамоновского переулков, очень напоминающее сказочный замок, трудно догадаться,

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк П.П. Смирнова на Тверском бульваре, № 18 (1901–1903) Этот особняк Франц Шехтель построил (при участии известного архитектора А.А. Галецкого) по заказу сына «водочного короля» П.А. Смирнова – Петра Петровича.Тот приобрел за 299 тысяч рублей у потомственного почетного

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Московский художественный театр в Камергерском переулке, № 3 (1902) Все знают, Московский художественный театр – одно из самых ярких проявлений новаторского русского театрального искусства – «родился» в 1897 году благодаря союзу гениев: Константина Сергеевича

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк Высоцких в Огородной слободе, № б (1900–1901) Этот чудный особняк в переулке Огородная слобода (ранее назывался Чудовский переулок, потом Фокин переулок, затем до возвращения исторического названия – переулок Стопани, в честь революционера и советского партийного

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк Тарасовых в Скатертном переулке, № 4/1 (1905) По поводу этого симпатичного особнячка, что выходит закругленным углом на пересечение Скатертного и Медвежьего переулков, существует разночтение: одни исследователи считают, что его построил в 1905 году архитектор В.П.

Из книги Царское золото автора Курносов Валерий Викторович

Аресты в малом Лёвшинском переулке «Я и тов. Лацис… осмотрели Иверскую больницу и установили, что в ней действительно находится много подозрительного элемента, - вспоминал в 1924 году Яков Петерс. - Мы установили наблюдение за Ивановым и выяснили, что этот Иванов

Из книги Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы автора Первушина Елена Владимировна

Школа в Матянином переулке Современный адрес - Батайский пер., 6–8/Дойников пер., 11.Еще одна школа, построенная по проекту А. Лишневского в 1936 году, находится на углу Матянина переулка (назван по домовладельцу, переименован в 1952 г. в память боев при городе Батайске) и

Из книги История российского сыска автора Кошель Пётр Агеевич

Арест в Левшинском переулке В середине мая 1918 года одной из сестер милосер­дия Покровской общины было сделано заявление командиру ла­тышского стрелкового полка в Кремле, что в ближайшие дни в Москве ожидается восстание и особенно жестоко будут рас­правляться с

Из книги Москва акунинская автора Беседина Мария Борисовна

Сквер в Брюсовом переулке Чтобы не прерывать экскурсию, мы по дороге осмотрим несколько мест, которые тоже вписываются в ее тему, правда, косвенно. Тем не менее мне будет приятно, если кому-то увиденное по пути напомнит эпизоды из полюбившихся книг.Сворачиваем с Моховой

Из книги Крушение антисоветского подполья в СССР. Том 1 автора Голинков Давид Львович

5. Взрыв в Леонтьевском переулке 25 сентября 1919 г. в помещении Московского комитета РКП (б) в Леонтьевском переулке собралось около 100–120 ответственных работников большевистской партии, лекторов и агитаторов. Сюда должен был приехать и В. И. Ленин. Обсуждался вопрос о

Из книги Рассказы о Москве и москвичах во все времена автора Репин Леонид Борисович

Из книги Об Илье Эренбурге (Книги. Люди. Страны) [Избранные статьи и публикации] автора Фрезинский Борис Яковлевич

Из книги Взрыв в Леонтьевском переулке автора Алданов Марк Александрович

ВЗРЫВ В ЛЕОНТЬЕВСКОМ ПЕРЕУЛКЕ

Путеводитель по архитектурным стилям

Архитектор и заказчица познакомились, когда купец Бутиков выдал свою 16-летнюю дочь замуж за старообрядца и финансиста Павла Рябушинского. Его брат, Степан Рябушинский, дружил с Федором Шехтелем. Это предопределило увлечение Александры Дерожинской стилем модерн. Не помешал этому и последовавший в 1900 году развод четы Рябушинских.

Уже в следующем году Александра вышла замуж за небогатого офицера Владимира Дерожинского. К тому времени она сама уже получила по наследству приличное состояние, поэтому задумалась о создании уютного «семейного гнездышка». Тогда Дерожинская заказала Шехтелю строительство нового дома на участке, где стояли владения мемуаристки Елизаветы Яньковой. При этом проект появился еще в 1886 году, когда у предпринимательницы и Павла Рябушинского родился сын.

Дом Дерожинской построили очень быстро - за год.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

При этом одновременно с ним Шехтель работал над особняком Рябушинского на Малой Никитской. А вот хозяйственный корпус с флигелем, конюшней на 12 стойл и каретным сараем завершили намного позже.

Вообще в доме Дерожинской 2 этажа и подвал. На первом были приемные помещения и комнаты семьи, на втором - кухня, комнаты детей и их гувернанток. В подвале разместили хозяйственные помещения, комнаты прислуги, бильярдную. А еще в особняке Дерожинской впервые появились многие технологические новинки: паровое отопление, вытяжная вентиляция, канализация, водопровод, электричество и телефон.

С улицы здание кажется небольшим, но внутри все огромно: окно на всю стену, винтовая лестница от пола до крыши, главный холл с высокими стенами, самый большой в Москве камин. А сюжет его декора (мужчина слева и повернутая спиной женщина справа) отразил семейную драму владелицы.

Шехтель продумал все до мелочей: мебель, обстановку и даже дверные ручки. Например, внутренняя ручка парадного подъезда - складывающийся из двух половин паук.

Символика в архитектуре: о чем расскажут фасады зданий?

Поэтому голые стены парадного холла кажутся странными. По задумке архитектора их должны были украсить четыре фресковые панно из цикла «Времена года» работы Виктора Борисова-Мусатова. Но то ли заказчице не понравились эскизы, то ли сыграла роль жадность, но Дерожинская предложила художнику столь низкую цену, что тот отказался от работы. А вскоре он умер.

Самой Дерожинской этот дом не принес счастья: ее второй брак распался в 1910 году. Потому она вышла замуж в третий раз - за Ивана Зимина. Пара прожила в усадьбе до революции 1917 года, а затем эмигрировала в Италию. Дальнейшая их судьба неизвестна.

После революции в доме Дерожинской располагался Наркомпрос. Потом здесь было общежитие делегатов Коминтерна, а ему на смену пришла череда посольств. В 1959 году особняк перешел посольству Австралии.

В 2009-2013 годах здание отреставрировали, и в этот раз стены дома Дерожинской все-таки украсили фрески по эскизам Борисова-Мусатова.

А вы бы хотели дополнить рассказ о доме Дерожинской?

И поговорим об одном из его красивейших строений – особняке А.И. Дерожинской, который находится в Кропоткинском переулке, в доме 13с1 .

В настоящее время этот особняк отдан под резиденцию посла Австралии, и во многом благодаря его заботливому отношению к своему владению дом находится в прекрасном состоянии. Однако обо всем по порядку.

История здания

Особняк был построен в 1901–1903 годах для Александры Ивановны Дерожинской, дочери фабриканта Ивана Бутикова. Стиль – модерн. Став женой текстильного фабриканта И. И. Зимина, Александра Ивановна поменяла фамилию на Зимину, поэтому здание иногда называют особняком Зиминой.

Значимые детали здания

Особняк Дерожинской, как и каждый дом зодчего, отличается изысканным вкусом и смелыми решениями. Со времени строительства изменений почти нет, мы также можем любоваться необыкновенной витой чугунной оградой с растительными узорами, а также шикарными интерьерами.

Одной из главных достопримечательностей фасада является огромное арочное окно главного зала особняка. Высота зала – 11 м, а это дом в три этажа! Окно холла занимает почти весь фасад. Можно смело утверждать, что в начале 20 века это было самое большое окно в Москве!

Стиль

Особняк выстроен в модном и популярном в начале 20 века стиле модерн, который всеми своими элементами и формами перекликается с темой природы и ее разнообразного растительного и животного мира. Плавные линии, использование разных материалов, отсутствие прямых углов – все это модерн. Вид из окна в сад подчеркивает принцип модерна «единение с природой» – главный зал как бы плавно перетекает в сад. Над входной дверью размещено изображение девы Лорелеи с распущенными волосами – героини красивой легенды о прекрасной деве-сирене Рейна, заманивающей своим пением мореплавателей и рыбаков к опасным рифам у скал…Лорелея же над входом в особняк Дерожинской так и манит гостей в дом!

Интерьеры

Интерьеры особняка также прекрасны и достойны изучения.

Для росписи главного холла Шехтель нанял известного художника В. Э. Борисова-Мусатова, однако Дерожинская решила сэкономить и отказалась услуг художника, хотя эскизы уже были готовы. Сам Борисов-Мусатов про это написал: «Моя фреска потерпела фиаско». Оригинальные эскизы художника долгое время хранились в Третьяковской галерее. В 2009 году во время реставрационных работ первоначальная идея Шехтеля спустя 100 лет была воплощена – холл был расписан по эскизам Борисова-Мусатова.

Зал 1 . Грандиозный двусветный зал, вокруг которого группируются остальные помещения особняка. Фирменный камин архитектора украшают две гигантские фигуры мужчины и женщины. Размер фигур колоссален – в полтора человеческого роста.

Зал 2. Помещение со встроенными в потолок светильниками, дошедшими до наших дней.


Библиотека, совмещенная с кабинетом. Перед нами богатая деревянная резьба в виде листьев, образующих декоративную стенку, за которой прячется лесенка на галерею библиотеки.

Спальня. Главная комната хозяйки декорирована мраморным камином.


Лестница. Потрясающей красоты парадная деревянная лестница с цветочным орнаментом, которая также дошла до нас в своем первозданном виде.

Столовая. В помещении сохранилась встроенная мебель и буфет.

Особняк Дерожинской в стиле модерн по адресу Кропоткинский переулок, 13 был построен в период с 1901 по 1904 годы для Александры Ивановны Дерожинской. Проект был выполнен архитектором Федором Осиповичем Шехтелем с участием Александра Антоновича Галецкого.

Как и предыдущее здание, построенное Шехтелем для Зинаиды Морозовой на улице Спиридоновка, 17 , строение расположено на участке свободно и несколько отступает от красной лини Кропоткинского переулка.

Пространственно-планировочной доминантой особняка Дерожинской служит впечатляющих размеров двухсветный холл, который четко проступает со стороны фасадной части здания в виде выделяющегося центрального объема, который оформлен мощным аттиком и крупным арочным оконным проемом с рамой, разделенной по горизонтали и вертикали четырьмя импостами.

По мнению некоторых специалистов, композиционная целостность центральной части здания несколько нарушена устроенными раздробленными объемами и декором из мелких лепных деталей правой стороны особняка. Правда, архитектору удалось нивелировать этот недостаток с помощью выстроенной орнаментальной ограды, которая визуально как бы объединяет все объемы особняка.

Отдельно стоит остановиться на интерьерах, представляющих, со слов искусствоведов, большую художественную ценность.

Внутреннее пространство особняка в Кропоткинском переулке, 13 выполнено на игре контрастов между камерным масштабом предметов мебели и элементами декора, выполненных в духе некоторой монументальности. Это позволило придать объему иллюзию пульсации при перемещении из одного пространства в другое.

Стоит отметить, что Федор Осипович Шехтель мастерски прорисовал все детали интерьеров, исполнив специально для особняка Дерожинской эскизы светильников и даже рисунки текстиля.

История дома Дерожинской

До возведения особняка в стиле модерн на этом месте стоял деревянный усадебный дом, история которого была связана с именами поэта Гавриила Романовича Державина, который останавливался здесь в 1788-1789 годах во время приездов в Москву, и мемуаристки Елизаветы Петровны Яньковой, владевшей домом с 1828 года.

Владелица вновь построенного здания - Александра Дерожинская - приходилась дочерью фабриканту и купцу Ивану Бутикову, ставшая, со временем, женой И.И. Зимина - владельца текстильного производства.

В 1921 году в помещениях разместили для проживания делегатов III конгресса Коммунистического интернационала, а далее сюда перевели издательский отдел ведомства Главполитпросвета, в котором тогда трудился писатель Александр Константинович Воронский.

В конце 20-х годов прошлого столетия в бывший особняк Дерожинской въехала дипломатическая миссия Китая, но, начиная с 1930-х годов, здесь поочередно размещались представительства уже союзных республик: Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. С 1959 года здание занимала дипмиссия Австралии.

В период с 2009 по 2013 годы особняк отреставрировали. В ходе работ были восстановлены в части помещений мозаичные полы, а также потолочные росписи. Не обошлось и без новодела, который представлен фресками, выполненными по эскизам художника конца XIX века Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова.

В настоящее время особняк Дерожинской в Кропоткинском переулке, 13 занимает посол Австралии. Само здание внесено в список «объектов культурного наследия федерального значения».

Район Остоженки всегда был местом, где обитали московские миллионеры, неудивительно, что и в наше время эта улица обладает званием самой дорогой улицы Москвы. Тем интереснее было попасть в один из самых известных особняков, расположенных в переулках Остоженки, в Кропоткинском (Штатном) переулке, - знаменитый особняк Дерожинской.


Прежде чем рассказать об особняке, нельзя не сказать несколько слов о его владелице, потому что личностью она была незаурядной. Александра Ивановна в девичестве Бутикова была дочерью текстильного миллионера, купца первой гильдии, потомственного почетного гражданина Ивана Ивановича Бутикова. После смерти родителей она унаследовала все владения Бутиковых в Остожье и подмосковные имения, а фабрики и магазины отошли её брату Степану.

Браки между купеческими семьями в то время были не редкость, тем более между соседями, и в 1893 году шестнадцатилетнюю Александру Ивановну выдали замуж за Павла Павловича Рябушинского. В этом браке родился сыл Павел. Но брак просуществовал недолго, и они разошлись.

Несмотря на то, что консистория не признала развод, и процесс затянулся аж до 1904 года, в 1901 году Александра Ивановна вышла замуж за поручика Николаевского лейб-гвардии конного полка Владимира Валериановича Дерожинского. Она решает для новой семьи построить новый дом и покупает владение в в Штатном переулке, ранее принадлежащее Аграфене Васильевне Демидовой. Выбор места в общем-то не случаен, ведь Бутиковы были старожилами Остоженки - три поколения Бутиковых жили в 1-м Ушаковском переулке (сейчас Коробейников пер., дом 1). Сломав все старые деревянные постройки, Дерожинская заказывает проект дома самому модному московскому архитектору Федору Осиповичу Шехтелю, знакомству с которым она обязана первому мужу, так как Шехтель много зданий построил для семьи Рябушинских. В 1901-1902 годах Ф.О. Шехтель при участии А.А. Галецкого спроектировал и построил во владении А.И. Дерожинской великолепный жилой дом, служебный флигель и гараж.

Ф.О. Шехтель не только разработал проект здания, но и продумал концепцию интерьеров особняка: по рисункам самого архитектора была заказана мебель, ткани, светильники, торшеры, двери и наличники, бронзовая арматура. В начале 1903 года дом был введен в эксплуатацию. По случаю новоселья 6 февраля 1903 года молодая чета дала праздничный обед: суп-прентаньер, царский студень, баранье сало, жареная дичь, салат и мороженое. В дальнейшем дом зваными обедами не славился - в гостиной коммерсанты собирались намного чаще, чем деятели культуры.

После смерти брата, в середине 1900-х гг, не имевшего детей, Дерожинская унаследовала весь семейный бизнес. Брат вел дела не удачно, производство было на грани краха, но Александра Ивановна взяла все в свои руки, а также ввела в управление компанией своего мужа В.В. Дерожинского, и дела пошли в гору.

Хотя второй брак был по любви, он тоже продлился недолго. В 1910 году Дерожинская выходит замуж за Ивана Ивановича Зимина - текстильного магната, директора «Товарищества Зуевской мануфактуры». И хотя женитьба на разведенной женщине у старообрядцев не приветствовалась, приходилось терпеть: Александра Зимина обладала значительным богатством да и занимала высокое положение в обществе. При этом Александра Ивановна сохранила хорошие отношения с прежними мужьями. Сохранились такие воспоминания консула Великобритании в Москве Брюса Лохарта: «Мне занимательно наблюдать, как Мадам Зимина, московская миллионерша, каждое воскресенье обедала и играла в бридж со своими тремя мужьями - двумя бывшими и одним настоящим ».
В третьем браке у Александры Ивановны родился сын Сергей. После женитьбы И.И. Зимин переселяется в особняк жены и получает место финансового советчика в её компании.

О судьбе Зиминой после революции известно мало. По одной из версий она с двумя сыновьями уехала в Италию. По воспоминаниям же Сергея Ивановича Зимина, брата её мужа, Александра Ивановна осталась в Москве, приходила в гости, но семья не могла простить ей отступление от традиций старообрядцев, считали, что сын не должен ею воспитываться. Скорее всего, она умерла в нищете от болезней в середине 1920-х гг.

Знаменитый особняк после революции занимали различные советские учреждения: Культурно-просветительское общество Украинской Рады, внешкольный отдел Наркомпроса, а после 1921 года различные дипломатические миссии. С 1959 года в особняке Дерожинской размещалось посольство Австралии.
В 2009 — 2013 годах проводилась реставрация особняка, в ходе которой были восстановлены некоторые потолочные росписи и мозаичные полы. И совсем недавно там разместилась резиденция посла Австралии, но, поскольку они еще не успели "обжиться", то мебели там очень мало. И все же в день культурного наследия благодаря проекту "Выход в город" мне удалось там побывать.

Для начала осмотримся во дворе дома.

Сам дом расположен в глубине двора, и перед ним находится небольшой садик.

Чугунная ограда подлинная, а мотив её узоров встретится еще не раз и в оформлении интерьеров дома.

Фасад здания облицован однотонной керамической плиткой, называемой "кабанчиком". Интересным элементом дворового фасада является угловая башня.

В нишах дома встречались такие очаровательные зверьки, но это, скорее всего, украшения новых хозяев.

Хозяйственный корпус во внутреннем дворе выполнен в едином с особняком стиле и цветовой гамме, что объединяет все постройки на участке в торжественный ансамбль. Александра Ивановна имела два легковых автомобиля марки «Минерва» мощностью 24 и 26 лошадиных сил, для которых был выстроен гараж.

Самая выразительная часть бокового фасада - расположенное в центре огромное лежачее окно.

Парадный вход украшает изображение загадочной Лорелеи.

И через две пары массивных дверей мы попадаем в прихожую.

В стиле модерн часто встречается ужасно прекрасное, так и здесь: словно в противовес прекрасной даме над входом ручки внутренних дверей выполнены в форме паука.

В прихожей сохранилась отделка стен дубовыми панелями с вешалками и скамьями - сундуками.

Интересно замаскированная дверь в туалет.

Для того чтобы в доме было легче ориентироваться, добавим план.


По небольшой лестнице поднимаемся в гостиную.

Роскошная гостиная - композиционный и художественный центр особняка. Её стены предполагалось украсить панно, и архитектор рекомендовал Дерожинской И.Э. Грабаря, но хозяйка вдвое уменьшила стоимость работ, и художник отказался. После работу предложили В.Э. Борисову-Мусатову, но и с ним не сложилось. В октябре 1905 года он написал Александру Бенуа: «Моя фреска потерпела фиаско. Так мне хотелось написать ее. Так я мечтал об этом. Хоть это и колоссальный труд. Сделал я четыре акварельных эскиза, и они всем очень понравились. Весна, лето, и два - осени… владелица же палаццо, где нужны фрески, благородно ретировалась, предложив за них гроши ». Шехтель был в отъезде и не мог объяснить заказчице, что ей предлагают шедевры.

Панно же, которые мы видим сейчас, - новодел. Во время последней реставрации было решено восстановить фрески, сделанные по эскизам художника Виктора Борисова-Мусатова, сохранившиеся в архивах Третьяковской галереи.



Одним из любимых элементов интерьера у Шехтеля является камин. В этом доме он окружен деревянной рамой, а его верхнюю часть поддерживают фигуры мужчины и женщины.

С потолка на тонких металлических нитях, похожих на причудливую паутину, спускаются напоминающие жемчужины светильники. А на стенах замаскированы узорами вентиляционные решетки.

Почти всю стену зала занимает огромное арочное окно, через которое свет буквально заливает всю комнату.

Слева от гостиной расположен кабинет-будуар.

Создается впечатление, что в его интерьере отсутствуют прямые линии, даже стены и карнизы являются волнообразными.

Удивительно и оформление потолка: в причудливый узор вмонтированы лампочки.

Парадная лестница размещена во внутренней части дома. В её оформлении также использованы природные мотивы, изображающие буйно растущие сказочные цветы.

Чашечки цветов инкрустированы черным деревом. А венчает всю композицию медный фонарь, размещенный на деревянном постаменте.

Следующая комната - кабинет. Когда-то он тоже имел парадное оформление, но по желанию хозяйки в 1910-х гг. был полностью переделан, даже чудесный мраморный камин был демонтирован.


Ни интерьеров, ни мебели в кабинете не сохранилось, даже люстра здесь совсем из другой оперы.

Столовая одна из интереснейших комнат особняка, потому что в ней очень сохранилось очень много подлинных деталей интерьера.


Справа от буфета приоткрыта дверь на винтовую лестницу для прислуги.

Узкая лестница вела в служебные помещения; её перила выполнены в виде ажурного металлического орнамента, основой которого являются завитки, встречающиеся и в других деталях интерьера особняка Дерожинской.


И вернемся в столовую. Мебель для неё была спроектирована Шехтелем с использованием мотивов английского и австрийского модерна.


На месте утраченного стола в центре комнаты размещен столовый гарнитур той эпохи. Слева от витрины с посудой - дверца, ведущая на кухню.

В завершение похода по дому представляю небольшую подборку наиболее приглянувшихся элементов декора, удивительно, насколько они все разные, но в тоже время невероятно стильные.

Литература:
1. Ульянова Г., Датиева Н., Золотарев М. Династии Зиминых и Гучковых в истории Москвы и Московской губернии
2. Архитектурное наследие - Шехтель.
3. ПАМ (План первого этажа)
4. Зимина после революции: