Open
Close

Арт-нуво в интерьере: примеры оформления, фото. История дизайна - ар нуво Натуральное дерево - характерная отделка интерьеров в стиле ар-нуво


Этот стиль положено считать поистине французским, хотя он появился еще в конце XIX века в Бельгии, а не только во Франции. Но, почему-то, многие путают его с модерном, хотя они очень разные, а в некоторых случаях представляют полную противоположность друг другу. Арт-нуво считают орнаментальным стилем, иногда называют «возвращением в природу». Символика стиля для мебели заключается в том, что на ней имеются разные орнаменты изогнутые формы, часто выполненные в цветочном направлении. Нередко используется и японская живопись. Помимо мебели «новым стилем» украшают изделия из камня, железа и даже стекла, применяют, также, для обоев и декорирования зеркал.

Самыми главными элементами этого стиля, подчеркивающими мотивы Франции, служат символизирующие растения композиции. Чаще всего при этом используется черный цвет, голубой и зеленый. Кажется, что они трудно сочетаются, но на самом деле, все смотрится вполне гармонично. Можно украсить окна и двери растительными и иными орнаментами, в которых прямые линии отвергаются, а превалируют плавные, танцующими, которые пронизаны энергией и силой растений. Можно пользоваться миндальными или белыми цветами, которые подчеркивают уют и комфорт.
Несколько слов об интерьере, хорошо подходящем к стилю. Скатерти нужно использовать большого размера, чтобы они достигали пола. Шторы и занавески нужно драпировать так, чтобы они закрывали часть стен. Символом этого стиля может быть обычный шкаф, но только встроенный в стену. На нем, вместо обычного зеркала, рекомендуется установить витражное стекло с орнаментами цветов. Рисунки на полу могут быть разнообразные, но только так, чтоб они соединялись в единую композицию. Лучше всего здесь подойдет ассиметричная форма дверных проемов.
В этом стиле вы можете украшать не только спальню или гостиную, но и ванную, кухню. Мебель лучше всего заказать, не забыв уточнить, что нужны закругленные и фасадные формы. Так что, спокойно начинайте менять стиль в вашем доме или квартире. Ведь, если не вы, то кто сможет создать для вас приятную атмосферу, уют и комфорт?




Стиль ар-нуво (из французского, дословно «новое искусство»), он же модерн (из французского, дословно «современный»), художественное направление в искустве наиболее распространённое в последней декаде 19 — начале 20 века (до начала Первой мировой войны).

Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.

Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека

Стиль ар-деко , так же, арт-деко (из французского, дословно «декоративное искусство») свое название получил от названия парижской выставки 1925 года.

Это влиятельное течение появилось во Франции в 1920-х годах, а затем стало популярно в 1930—1940-е годы в международном масштабе, проявившееся в основном в архитектуре, моде, живописи и переставшее быть актуальным в период после Второй мировой войны. Это стиль, представляющий собой синтез модернизма и неокласицизма. Стиль ар-деко также испытало значительное влияние таких художественных направлений, как кубизм, конструктивизм и футуризм.

Отличительные черты — строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, богатство цветов, щедрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро).

С хронологией, филологией и историей покончили, будем со всем остальным разбираться!

Очень многие люди путают предметные примеры этих стилей между собой, например:


Эти два здания приводят в пример, как иллюстрации стиля ар-нуво, а они, несмотря на свою похожесть, принадлежат к разным стилям! Эйфелева башня — нуво, Крайслер-башня — деко!

А эти картины нередко встретишь в статьях об ар-деко:



А они — икона ар-нуво!

А вот эта, хоть и похожа на них, явно испытала влияние Климта и Мухи, но сама принадлежат стилю ар-деко:

Так как нам, людям творческим, все дается проще на примерах — буду иллюстративна!

Ар-нуво — часть, продолжение, вырост более раннего и широкого стиля модерн . Модерн так никогда и не стал мировым течением (в отличии от ар-деко, влиянию которого поддался весь мир).

Ар-деко — своеобразное продолжение ар-нуво, с применением кубизма и футуризма не пошутишь...

Ар-нуво в архитектуре:



Ну, конечно, весь прекрасный Гауди — ар-нуво, и русский модерн — ар-нуво. Как я обожаю этот стиль!

Ар-деко в архитектуре:

Грандиозные головы орлов по углам башни небоскреба Крайслер (Это его фото стоит заглавным к статье):


И шедевр ар-деко — принадлежащая нам станция метро «Маяковская»:


Можем поехать — полюбоваться, хоть сейчас!

Продолжаем!

Ар-нуво в живописи (ура! — тихо-тихо себе в кулачек — люблю их несказанно):



Обоих обожаю! И Климта, и Муху!

Ар-деко в живописи:



Ар-нуво в интерьере и мебели:





Ар-деко в интерьере и мебели:




Ар-нуво в ювелирном искусстве:



Ар-деко в ювелирном искусстве:




В первой и последней работе прослеживается влияние модерна на ювелирное ар-деко:)

Ар-нуво в орнаменте:


Ар-деко в орнаменте:



Ар-нуво в одежде:

Ар-деко в одежде:

Вот собственно, и все сравнение, так как число фотографий в статье конечно, а мне еще хочется несколько шедевров показать.

К концу сравнительного анализа я поняла несколько вещей:

1. Их нельзя перепутать: женственный, текучий, струящийся ар-нуво, с его лилиями, цветами и бесконечно плавными линиями, и мужской брутальный страстный и активный ар-деко, с его львами орлами и углами! Их нельзя перепутать!

2. Мы с дочерью поделили ровно поровну (простите за тавтологию) — она — ар-деко, я — ар-нуво. Это выражается во всем — одежде, музыке, наших работах.

3. Я, сама того не понимая, страстно люблю ар-нуво: Климт, Муха, Бердслей, русский модерн начала 20 века, Бакст, Врубель. А Гауди! Люблю нуво, а творить хочу научится, как дочь в деко... Вот такой парадокс!

Очень надеюсь, что вам не наскучил мой долгий самоанализ, и он будет, возможно, вам полезен.

И на посошок — любимое:









И в финале вам от меня — «Поцелуй»:

Хотя, репродукции Климта — дело абсолютно бесполезное — он писал на светящихся фонах, на золоте, например, и ни одна репродукция не может передать, что пока ты идешь вдоль картины, она меняет свою колористику, свечение, и смысл...

«Либерти», «Тиффани», «Югендстиль», «Сецессион», «Модерн»… Эти названия в разных странах применимы к единому художественному направлению, что в переводе с французского значит «новое искусство»: ар-нуво в интерьере, архитектуре, в живописи, в моде – во всем, к чему применимо понятие «дизайн».

Источниками стиля ар-нуво можно считать изящество французского рококо начала XVIII в., оригинальность декоративного , стиль «пламенеющей поздней готики», орнамент яванских батиков, несравненную этрусскую вазопись, яркий колорит японской гравюры по дереву.


Первой ласточкой художественных идей ар-нуво, которые впоследствии воплотятся в жизнь и будут развиты художниками, скульпторами, ювелирами, стало возникшее в Англии в 80-е годы XIX в. «Движение искусств и ремесел». Стиль ар-нуво стал интернациональным и быстро распространился по миру, обретая новых почитателей.


Природа в отражении стиля ар-нуво

Растительный мир, флористический орнамент стали ключевыми элементами ар-нуво, его визиткой в мире искусства. В интерьере, дизайне, живописи, архитектурных решениях, оформлении предметов быта волнистые, плавно изогнутые линии и формы, заимствованные у природы, стали г эталоном. Флористический орнамент вышивки Г. Обриста «Удар бича» стал еще одним культовым образцом.

Мастера стиля ар-нуво могли предметную массивность и громоздкость делать визуально невесомой и хрупкой. Плоскостное восприятие для декоративных объемных предметов стало отличительной особенностью ар-нуво.


Символы ар-нуво – изысканная форма цветка цикламена, ирисы, лилии, водоросли. Цветовая гамма – черные, зеленые, голубые тона. Главные особенности – непрерывность перетекающего пространства, целостный композиционный орнамент. Стиль ар-нуво – это воздержание от прямых линий и углов, использование в дизайне «треугольных роз». Стилизация и орнамент с грациозными стрекозами, бабочками, павлинами, ласточками как природная декоративность способствовали популярности ар-нуво. Благодаря именно этой особенности стиль украшает фасады многих зданий.


Единый художественный стиль с новым рядом признаков и присущими только ему деталями – это лестницы с причудливыми коваными конструкциями фантастических растений. Стилизованные узоры витражей. Резные декоративно-орнаментальные дверные и оконные проемы. Эффектное освещение в сочетании с витражной техникой «Тиффани». Утонченные и высокие вазы. Выразительный стиль картин ар-нуво, сочетающий в себе элементы «коврового фона», символизма, четкость фигур.


В интерьере такие составляющие элементы могут быть индивидуальными или входить в различные комбинации. Современное дизайнерское искусство допускает совмещение разных стилей, деталей разных направлений – некий стильный перфоманс. В дизайне, в интерьере гармония классицизма с элементами стиля ар-нуво считается наиболее простым и беспроигрышным вариантом.


Интерьерные элементы в подробностях

Лестницы в интерьере ар-нуво чаще всего являются центром композиции. Несмотря на их массивность, они все же ажурны и легки. Основное украшение лестниц в стиле ар-нуво – ручная ковка или деревянная резьба ограждения.


Ярко выраженными особенностями стиля ар-нуво в оформлении дверных проемов являются высота, пространственность, резные элементы. Подчеркнуть приоритеты стиля в современном интерьере дизайнеры пытаются за счет гипсокартона. Такой прием для выполнения входной группы в ар-нуво часто не дает желаемого эффекта – растительный орнамент получается «тяжелым» и грубым. Стильное оформление стен – это использование живописи и графики. Картинные репродукции Альфонса Мухи, работ Густава Климта – идеальный вариант подчеркнуть стиль ар-нуво.

Ар-нуво – стиль новой старины, утонченного изыска, пространства.

Мебель, характерная для стиля, находится у антикваров и практически недоступна. Возможно ее изготовление по эскизам и каталогам, но это очень дорогая услуга. В современном интерьере раритет подменяется мебелью из натурального дерева с металлическими вставками причудливых форм.

Тяжелые буфеты, шкафы, комоды замысловатых арочных форм со множеством открытых полок. Стеклянная мебель не противоречит представлениям об ар-нуво, если имеет витражные росписи и пескоструйный рисунок. Винтажные элементы ар-нуво – старинные часы, фото «под старину», зеркала изогнутой формы, растительный орнамент картин, статуэтки, дорогие шторы – смотрятся очень эффектно.


Классика интерьера в стиле ар-нуво

Каноны ар-нуво предполагают наличие характерных признаков, связанных со стилем рококо, причудливую и замысловатую элегантность округлых линий. В интерьерном дизайне присутствует симметрия, многообразие стилизованной орнаментики, колоритные узоры, демократичная техника росписи стен или соответствующие стилю обои.


Массив и тяжесть классической мебели постепенно преобразуются в более легкие изогнутые формы. Инкрустация и аппликативная техника, использование резьбы – неоспоримое свойство современной классики стиля ар-нуво. Актуальные некогда традиционные мебельные стенки – мощные, неподъемные, громоздкие, «во всю стену» – появились именно благодаря направлению ар-нуво. Производный от него стиль ар-деко – своеобразный декоративный жанр, характеризуется использованием не менее дорогих материалов, но исключает резьбу.


Оптическая игра света и тени благодаря использованию витражных решений, цветного стекла в классических интерьерах ар-нуво привносят элемент прозрачности, ажурности пространства.
Кроме того, классику жанра в стиле ар-нуво подчеркивают повышенная интерьерная функциональность и эргономичность.


Для каждой мелочи определено свое место. Шкафы имеют отсеки для часто используемых вещей и предметов, редко вспоминаемых в обиходе. Столовая посуда, являясь декором в интерьере, часто «прячется» в стеклянный буфет. Общая стилистика может быть сохранена и за счет повышенного функционала немного вычурной мебели, легкой по форме и не перегружающей интерьер.

Словосочетание «аrt nouveaux» в переводе с французского обозначает «новое искусство». Оно стало активно звучать в художественных кругах Франции в конце девятнадцатого, в начале двадцатого века. В эпоху брожения умов многие старые принципы стали отвергаться. Художники и скульпторы не хотели брать за основу принцип подражания природе, они считали, что он ограничивает свободу творчества. И лишь сложный символизм, образная ассоциативность и подчеркнутая декоративность, по их мнению, могли бы стать полноправной заменой существующим классическим традициям. И хоть инициаторами подобных реформ были французские художники, «правовую основу» стиль арт-нуво получил в Англии, после того, как общественное профессиональное объединение «Движение искусств и ремесел» закрепил за ним интернациональный статус.

В основу новой эстетики легла двухмерность изображения, бег извилистых, очень гибких линий и плоские узоры. Утонченная философия и глубокий символизм были понятны не всем, ее особо ценили поэты и художники, романтично настроенные люди. Наверное, поэтому стиль арт-нуво просуществовал недолго. Ручная работа, которой славился новый дизайн, уступила место машинному производству. Богатый декор арт-нуво вытеснили бетонные одноликие конструкции. Но спустя пятьдесят лет он снова возродился. Сегодня в России его часто называют словом «модерн», в Австрии «сецессион», а в Италии «либерти».

Характерные особенности стиля

Стиль арт-нуво можно узнать по характерной цветовой гамме. Преобладающий цвет – все оттенки зеленого, часто дизайнеры используют темно-коричневые краски, а так же серебристо-лиловой, грязно-розовый или сероватый оттенок. За основу концепции подобный интерьер всегда берет национальный колорит страны, а уж потом он разбавляется характерными для арт-нуво акцентами. Оконное стекло обрабатывается таким образом, чтобы создавался эффект мерцающего льда, в интерьере появляются витражи, деревянные панели, ткань и обои, в рисунке которых обыгрывается тема воды и растительности.

Арт-нуво – это мебель, очень добротная, обтекаемых и полукруглых форм. Как правило, вся она изготавливается из добротной древесины и украшается при помощи бронзовых вставок. Если оформляется гостиная, все в ней должно быть стилизовано под растительные линии, плавные и изогнутые. В ее обеденной зоне обязательно должен появиться круглый стол, вокруг которого уставлены многочисленные стулья с круглыми спинками. Вся мягкая группа обита натуральными богато орнаментированными тканями. Подобный дизайн предполагает использование картин современных художников, на стенах могут появиться тканые гобелены.

А вот спальня в стиле арт-нуво – это цветок цикламена – такая же мягкая, изящная и грациозная. Ни одного острого угла в такой комнате вы не увидите. Игра полутонов, грамотно подобранное освещение создает иллюзию волшебного мира. Этот стиль выпячивает женственность и нежность, естественность и натуральность, которой все грубое просто противопоказано. Что уж говорить о таком помещении, как кухня в стиле арт-нуво. Она выделяется своей неординарностью, главной изюминкой которой станут разноцветные витражи или сложные мозаичные рисунки.

→ МОДЕРН - стиль или эпоха?

7 октября 2013 г.

Согласитесь, приятно чувствовать себя человеком образованным, осведомленным, понимающим. Но иногда предмет понимания может оказаться не так прост,

каким казался. В этой статье, как я надеюсь, вы сможете найти максимально логичную, простую и понятную информацию по сложному вопросу -

Что такое и в чем разница между МОДЕРНОМ, АР-НУВО И АР-ДЕКО .

ТАК ЧТО ЖЕ С МОДЕРНОМ, АР-НУВО И АР-ДЕКО?????

В 1860-1870 годы в Европе главенствовал стиль эклектики , который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей. Модерн (от французского moderne – «современный»)
появился в конце XIX века. В 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы.
В различных странах стиль модерн называется по разному: Франция, Бельгия - Ар Нуво,
Италия - Либерти,
Англия - модерн стайл,
Шотландия - Макинтош,
Голландия - Nieuwe Kunst,
Щвейцария - еловый стиль,
Германия - Югендстиль,
Испания - модернизм,
Австрия - Сецессион,
США - Тиффани,
Россия - просто - Русский модерн.
"Начиная с 1890 года, в культуре наблюдаются глобальные изменения, которые касаются всех областей человеческого самовыражения.
Эпоха Серебряного века в русской поэзии - завораживающая и романтичная, прекрасная и незабываемая, словно поцелуй женщины,
сопровождалась рождением изящного искусства форм во Франции.
"

Стиль Ар–нуво относится к стилю модерн , точнее является его частью.

То есть, художественное решение Ар-Нуво - это составная часть НОВОГО РЕШЕНИЯ, НОВОГО МЫШЛЕНИЯ, называемого и стилем, и эпохой МОДЕРН.

Из-за этого Ар–нуво воспринимают несерьезно и больше обращают внимание на модернистский стиль, что несправедливо.
Стиль Ар–нуво заслуживает отдельных лавров и повествования. Словосочетание L’Art Nouveau впервые начало широко использоваться во Франции в середине 19 века.

L’Art Nouveau переводилось как «новое искусство» и имело прямое отношение к стилю модерн. Однако Модерн и Ар–нуво совсем не одно и тоже. Ар–нуво означает декоративно–орнаментальный

стиль и, как это ни странно, был заимствован из японского искусства. Аналогичного в Японии стиля тогда не существовало. Зато были отдельные элементы характерные японской культуре, которые

как – то присмотрел французский живописец и мастер по керамике Ф. Бракмон. Он увидел японские цветные гравюры, сделанные на дереве. В них заворачивали пачки китайского чая.

Свою находку Ф. Бракмон привез во Францию. Благодаря этому, французские художники начали использовать японские мотивы в своем творчестве, развивая их и видоизменяя. Особенности ар-нуво,

как и модерна в начале его возникновения, это волнистые линии и формы по образцу органических растений (водные растения, магнолия, лилия), также лебедь, аист, пламя, развевающиеся волосы и т. п.

Это период свободного всплеска в художественном искусстве после сакраментального, статичного восприятия обществом человека и его окружающего мира нашел свое выражение в интерьере и

ознаменован появлением стиля ар нуво, который позже проявился во множественных интерпретациях и жанрах. Рождение этого стиля исторически связано с промежутком времени, когда окончательно

утвердились промышленные технологии изготовления продуктов потребления в результате господствующей в то время промышленной революции.

Итак, основа стиля модерн – это символ. Вообще, не стоит забывать, что Серебряный век был поистине утончен и романтичен – и как раз этими качествами был наделен новый
архитектурный стиль, получивший название модерн.
Символ модерна и, так сказать, фирменный знак - орнамент Германа Обриста "Удар бича"

Девиз модерна (в начальной форме - Ар-нуво) - "Назад к природе" ,
В архитектурных формах и живописи преобладают:
- извилистые линии,
- необычное сочетание дорогих и экзотических материалов,
- изображение фантастических существ,
- формы волны, раковины, драконов и павлинов, лебединых шей и томных женщин.

В формах - подчеркнутая асимметрия .
Листья, цветы, стволы и стебли, так же как и контуры тела человека или животного с присущей им асимметрией являются руководством к действию и источником вдохновения.
В основе стиля - тезис, согласно которому форма в искусстве важнее содержания .
Любое самое прозаическое содержание может быть представлено в высокохудожественной форме. Источником этой «новой формы» стали природа и женщина. Этому стилю свойственны
изысканность, утонченность, одухотворенность, изменчивость. Из этого следовал определенный набор цветов - блеклые, приглушенные ; преобладание плавных, сложных линий.
Набор символов - причудливые цветы, морские редкости, волны.
Стилевые свойства модерна иногда сопоставляют с пластической системой барокко, справедливо усматривая между ними некоторое сходство в желании художников использовать
в качестве выразительных средств формы органической природы. Многое модерн также взял от искусства стран Азии.
Цвета - природные оттенки в сочетании с золотом и серебром .

МОДЕРН пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии,
opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти.

Обязательным атрибутом этого стиля стали великолепные изделия из чугуна и кованого железа. Металлические ограды и навесы особняков начала XX века привлекают наше внимание и сегодня.
Особенно великолепно смотрится гармоничное сочетание плавности, романтичности, легкости и превосходного внешнего вида.

Главная деталь модерна – натуральное дерево. Но особенной популярностью в этом стиле пользуется камень и гип с, являющиеся частью природы.
Следует также отметить, что особенной ценностью становится стекло , на котором художники выполняли свои превосходные работы. Нередко в интерьерах использовались венецианское
стекло, вазы с изображением диковинных растений, хрусталь. Таким образом, стекло стало главной составляющей интерьера в стиле модерн. Насыщенностью красок, цветов и
творческой ценностью поражали великолепные расписанные витражи, украшающие шкафы, двери и многие другие предметы.

Обои, выполненные в эпоху модерна, вобрали в себя и элементы обоев и росписи, носившей символический характер.
Следует привести несколько примеров, а именно:
колокольчик - символизировал желание,
кувшинка – тревогу.

Художественный стиль Ар-Нуво активно развивался с 1880 года вплоть до 1905, после стал второстепенным составным
компонентом коммерческого дизайна, который известен под названием модерн.

Особенно популярной в это время становится стеклянная, керамическая и из других материалов мозаика. Из мозаики выкладывались превосходные
картины, служащие украшением стен комнат и других помещений. Особенно ценится в модерне то, что в этом стиле отлично гармонируют между
собой совершенно разные материалы, в числе которых можно назвать металл и камень, дерево и стекло, роспись и обои.
Основными цветами этого стиля являются естественные природные оттенки, придающие интерьеру легкость и романтичность.
Освещение в помещениях, выполненных в стиле модерн, стараются выполнять нежно приглушенным, которое создает атмосферу романтики и уюта.
Потолки комнат в стиле модерн поражают своеобразием оформления - тонкие, темного дерева балки, обрамляющие белые штукатуренные кессоны,
или легкая лепнина, имитирующая ряску заросшего пруда, или причудливо изгибающиеся линии с витражными вставками. Впрочем, это может быть
и гладкий открашенный потолок с какой-нибудь изысканно-процветшей витражной люстрой. Интерьер помещения, созданного в данном стиле,
представляет собой единое целое – различные узоры повторяются в очертаниях мебели, изображены на тканях и могут повторяться в аксессуарах.
Стиль ар-нуво благодаря своей вычурности и изяществу до сих пор вдохновляет современных дизайнеров на создание различных роскошных имитаций.

Однако архитекторы «нового стиля» придавали флореальным формам более сложное значение, выходящее за рамки простой стилизации растений.

Очертания зданий расплываются,амебообразно вдавливаются, образуют спиралевидныепланы или аморфные фигурации, выступающих в самых

неожиданных местах внутрь или наружу. Иногда даже превращаются в структурную бесформенность.

Сложной является и конструкции крыш: складчатые, изломанные, растресканные, изогнутые, висячие и в виде оболочки. На основе изогнутых линий

они разрабатывали концепцию непрерывного «перетекающего» пространства, объединяющего утилитарную функцию архитектурных сооружений, мебели,

бытовых предметов с их конструкцией, внешним декором и технологией обработки материала. Эта новаторская концепция обусловила целостность и

органичность Ар-Нуво.

В рисунках и расцветках интерьера в стиле Ар–нуво преобладают цвета, которые существуют в природе и рисунки – геометрические фигуры, формирующие природные образы.

Это могут быть зигзаги, треугольники, овалы и т.д. Особое предпочтение отдается кругу.

«Символ солнца» можно встретить в этом стилевом дизайне интерьера намного чаще, чем другие фигуры.

дизайна мебели - Эмилем Галле

Камилем Готье,

Михаэлем Тонетом («папа» «венского стула»),

архитектурных объектов -

Густавом Эйфелем,

Антонио Гауди,

Виктором Орта,

живописи -
Густавом Климтом,


Альфонсом Мухой.

В свою очередь Ар-Деко - декоративное искусство, появившееся в результате синтеза неоклассицизма и модерна (или точнее - последствий Ар-нуво) .

Для этого жанра характерна графическая закономерность, орнаментальность, преимущественно этническая, использование дорогих современных материалов как слоновая кость,

редкая кожа, дорогие породы дерева и инкрустации серебром.

А теперь чуть четче...

Ар-нуво – одно из названий разноликого стиля, существовавшего приблизительно с 1885 по 1914 годы.

Означает «новое искусство» - оно и было таковым, в момент происхождения. В русской литературе до революции его называли «новейший стиль».

В советское время был принят термин «модерн». Сейчас в связи с тем, что англоязычная литература активно использует термин «modern» в прямом

смысле – то есть «современный», предпочтительно использовать общепринятую же англоязычную терминологию – «Art Nouveau».

Ар-деко – 1925 -1940 гг. – происходит от названия выставки проведенной в 1925 году в Париже - Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes –

где были представлены новые работы европейских дизайнеров – пожалуй впервые в таком количестве после Первой Мировой войны.

Термин, по большому счету, прижился в конце 60-х годов ХХ века, когда стиль начали описывать искусствоведы.

Для Ар-Нуво источниками поиска идеи были:
- готика, точнее интерпретация готики мастерами движения «арт-энд-крафт»,
- искусство современной ему Японии,
- отчасти Древний Египет
- народное искусство – причем влияние последнего очень и очень велико – до такой степени, что фактически в некоторых странах стиль арт-нуво стал выражением

национального возрождения и самоутверждения.

Для Ар-Деко:
– искусство Древнего Египта – в очень высокой степени,
- искусство Древней Месопотамии (их влияние связано с активными раскопками в этих регионах);
- искусство Дальнего Востока,
- далекие друг от друга кубизм и эдвардианский неоклассицизм,
- этника и примитивное искусство – от африканских мотивов до древнегреческой архаики.

Отсюда кстати, вытекает их основное, принципиальное различие:
Ар-нуво – стиль национальный, раздробленный так и не ставший интернациональным – об этом свидетельствует даже отсутствие единого названия – в каждой стране оно самобытно,

соответственно арт-нуво так и не стал Большим Стилем – в отличие от Ар-деко.

Ар-нуво по ощущениям - женское, томное, изысканно и мягко эротично . Каждым изгибом орнамента, силуэта, материала.

Посмотрите на примере ювелирных украшений:

Ар-деко - гораздо более стремительно и мужественно, брутально и даже несколько агрессивно сексуально.


Основополагающий мотив фонтана – полностью укладывается в теорию Фрейда.

Краски Ар-нуво – приглушенные, «природные», пастельные - за исключением, может быть бело-золотого стиля Сецессиона.


Краски Ар-деко – яркие, кричащие, контрастные – сошедшие с полотен Матисса, и прочих художников той поры.


В орнаментах Ар-нуво стилизуются мотивы самых обычных растений и цветов – тех, что растут прямо тут, под окном у художника.
Ар-деко вдохновляют буйные тропические растения из далеких заморских стран.

Ар-нуво – молочный мрамор, тусклое серебро, красное дерево, полудрагоценные камни.
Ар-деко – полированное серебро, блистающая латунь, слоновья кость, черное дерево и хромированная сталь.

Ар-нуво питает любовь к птицам и насекомым и рыбам.
Ар-деко прославляет пантер, львов и их добычу – лань (сказывается влияние Месопотамии).

Женщины Ар-нуво духовно-анемичны или томно-пухлы, а бесконечно-текучие волны их волос – вообще фирменный знак стиля.

И, кстати, создается впечатление что все они – высоки ростом. Мужчины же выглядят как вечные юноши – это в лучшем случае.


Женщины Ар-деко маленькие, крепкие, колюче-спортивные, вечно куда-то летящие, а если и полны, то особой,

здоровой полнотою – тоже крепкой и звенящей.


Ар-нуво с самого рождения своего любит плавную длинную практически бесконечную линию.