Open
Close

Для борьбы с подводными лодками используют бомбы. Глубинная бомба. Особенности конструкции и применения глубинных бомб

Опытные бармены утверждают, что коктейль «Глубинная бомба» взрывается трижды: сначала в бокале во время приготовления, потом во рту при дегустации, и, наконец, после некоторой задержки – в черепной коробке. Мы рассмотрим классический рецепт и две самых популярных вариации напитка.

Историческая справка. Кто первым додумался опускать рюмку крепкого алкоголя в бокал с пивом неизвестно. В Северной Америке эти коктейли (кроме «Глубинной бомбы» встречаются названия «Bomb shot» и «Boilermarker (Бойлермейкер)») упоминаются в печатных изданиях с 30-х годов XX века. По одной из версий название появилось из-за быстрого опьяняющего эффекта, вызывающего взрыв в глубинах сознания.

В той или иной вариации коктейль не раз появлялся на экранах, например, в фильмах «Тупой и еще Тупее», «На крючке», «Тор», в сериалах «Во все тяжкие» и «В поле зрения».

Классическая «Глубинная бомба»

Барный вариант с ликерами, уложенными слоями поверх бокала. Смотрится красиво, но на первых глотках получается сладкое пиво, что довольно необычно.

Состав и пропорции:

  • светлое пиво – 300 мл;
  • золотая текила – 50 мл;
  • Блю Кюрасао – 10 мл;
  • Куантро – 10 мл;
  • клубничный ликер – 10 мл.

1. Налить пиво в бокал.

2. Аккуратно опустить в пиво рюмку с текилой.

3. Барной ложечкой уложить по стенкам бокала слои ликеров Блю Кюрасао, Куантро и клубничного.

4. Выпить залпом.

Русская «Глубинная бомба»

Конечно же, самая взрывная и опасная. Адаптированный вариант коктейля под отечественные алкогольные традиции, считается разновидностью «Ерша». Легко готовится в домашних условиях. Понравится любителям мешать водку с пивом, но делать это красиво. После нескольких порций даже у продвинутых пользователей случается «взрыв мозга».

Ингредиенты:

  • водка – 50 мл;
  • пиво – 150-200 мл;
  • соль – 1 щепотка.

1. Водку налить в стопку, поставить на 10 секунд в микроволновку.

2. Холодное пиво налить в бокал.

3. Достать стопку с микроволновой печи и поджечь водку. Подождать 5-10 секунд.

4. Посолить пиво, затем бросить стопку с горячей водкой (можно резко, чтобы появились брызги). Выпить залпом.

Если использовать пиво «Corona», а водку заменить текилой (любой), получится «Мексиканская бомба» или «Мексиканский ёрш».

Ирландская «Глубинная бомба»

В состав входят только ирландские спиртные напитки, отсюда и название. Главное отличие – готовится на основе темного пива Гиннес, запоминается легким шоколадным послевкусием.

Глубинная бомба - снаряд с сильным взрывчатым веществом или атомным зарядом , заключённым в металлический корпус цилиндрической, сфероцилиндрической, каплеобразной или др. формы. Взрыв глубинной бомбы разрушает корпус подводной лодки и приводит к её уничтожению или повреждению. Взрыв вызывается взрывателем, который может срабатывать: при ударе бомбы о корпус подводной лодки; на заданной глубине; при прохождении бомбы на расстоянии от подводной лодки, не превышающем радиуса действия неконтактного взрывателя. Устойчивое положение глубинной бомбе сфероцилиндрической и каплеобразной формы при движении на траектории придаётся хвостовым оперением - стабилизатором. Подразделяются на авиационные и корабельные; последние применяются пуском реактивных глубинных бомб с пусковых установок, выстреливанием из одноствольных или многоствольных бомбомётов и сбрасыванием с кормовых бомбосбрасывателей.

Первый образец глубинной бомбы был создан в 1914 году и после испытаний поступил на вооружение британского военно-морского флота . Глубинные бомбы нашли широкое применение в 1-й мировой войне и оставались важнейшим видом противолодочного вооружения во 2-й мировой войне 1939-1945 гг. Ядерные глубинные бомбы были сняты с вооружения в 90-х годах. В наши дни глубинные бомбы интенсивно заменяются более точным оружием (например, Ракета-торпеда).

В настоящее время на вооружении авиации ВМФ РФ состоит противолодочная авиационная бомба ПЛАБ-250–120. Вес бомбы - 123 кг, из которых вес ВВ составляет около 60 кг. Длина бомбы - 1500 мм, диаметр - 240 мм.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    Коктейль Глубинная Бомба | Submarine | Домашний Бармен

Субтитры

Принцип действия

Основан на практической несжимаемости воды. Взрыв бомбы разрушает или повреждает корпус подводной лодки на глубине. При этом энергия взрыва, моментально возрастая до максимума в центре, переносится к цели окружающими водными массами, через них деструктивно воздействуя на атакуемый военный объект. По причине высокой плотности среды, взрывная волна на своем пути не теряет существенно исходную мощность, но с увеличением расстояния до цели энергия распределяется на большую площадь, и соответственно, радиус поражения ограничен.

Взрыватель срабатывает при ударе о корпус лодки, на определённой глубине, или при прохождении рядом с корпусом.

Обычно глубинные бомбы скатывают с кормы корабля или выстреливают ими из бомбомётной установки. Глубинные бомбы могут также сбрасываться с летательных аппаратов (самолёты , вертолёты), доставляться до места обнаружения подводной лодки с помощью ракет.

Глубинные бомбы отличаются своей низкой точностью - для уничтожения подводной лодки иногда требуется около сотни бомб.

Американская глубинная бомба времён Второй Мировой Mark IX

Глубинная бомба - один из видов оружия ВМФ, предназначенный для борьбы с погруженными подводными лодками.

Глубинная бомба - снаряд с сильным взрывчатым веществом или атомным зарядом, заключённым в металлический корпус цилиндрической, сфероцилиндрической, каплеобразной или др. формы. Взрыв глубинной бомбы разрушает корпус подводной лодки и приводит к её уничтожению или повреждению. Взрыв вызывается взрывателем, который может срабатывать: при ударе бомбы о корпус подводной лодки; на заданной глубине; при прохождении бомбы на расстоянии от подводной лодки, не превышающем радиуса действия неконтактного взрывателя. Устойчивое положение глубинной бомбе сфероцилиндрической и каплеобразной формы при движении на траектории придаётся хвостовым оперением - стабилизатором. Подразделяются на авиационные и корабельные; последние применяются пуском реактивных глубинных бомб с пусковых установок, выстреливанием из одноствольных или многоствольных бомбомётов и сбрасыванием с кормовых бомбосбрасывателей.

Первый образец глубинной бомбы был создан в 1914 году и после испытаний поступил на вооружение британского военно-морского флота . Глубинные бомбы нашли широкое применение в 1-й мировой войне и оставались важнейшим видом противолодочного вооружения во 2-й мировой войне 1939-1945 гг. Ядерные глубинные бомбы были сняты с вооружения в 90-х годах. В наши дни глубинные бомбы интенсивно заменяются более точным оружием (например, Ракета-торпеда).

В настоящее время на вооружении авиации ВМФ РФ состоит противолодочная авиационная бомба ПЛАБ-250–120. Вес бомбы - 123 кг, из которых вес ВВ составляет около 60 кг. Длина бомбы - 1500 мм, диаметр - 240 мм.

Принцип действия

Основан на практической несжимаемости воды. Взрыв бомбы разрушает или повреждает корпус подводной лодки на глубине. При этом энергия взрыва, моментально возрастая до максимума в центре, переносится к цели окружающими водными массами, через них деструктивно воздействуя на атакуемый военный объект. По причине высокой плотности среды, взрывная волна на своем пути не теряет существенно исходную мощность, но с увеличением расстояния до цели энергия распределяется на большую площадь, и соответственно, радиус поражения ограничен.

Взрыватель срабатывает при ударе о корпус лодки, на определённой глубине, или при прохождении рядом с корпусом.

Обычно глубинные бомбы скатывают с кормы корабля или выстреливают ими из бомбомётной установки. Глубинные бомбы могут также сбрасываться с летательных аппаратов самолёты, вертолёты, доставляться до места обнаружения подводной лодки с помощью ракет.

Глубинные бомбы отличаются своей низкой точностью - для уничтожения подводной лодки иногда требуется около сотни бомб.

Примечания

Литература

  • Квитницкий А. А. Борьба с подводными лодками (по иностранным данным), М., 1963;
  • Шмаков Н. А. Основы военно-морского дела, М., 1947. с. 155-57.

Основным средством поражения подводных лодок в погруженном положении в годы Второй мировой войны продолжали оставаться глубинные бомбы. Большинство советских надводных боевых кораблей были приспособлены для использования корабельного противолодочного оружия, которое к началу Великой Отечественной войны было представлено в основном большими и малыми глубинными бомбами, сбрасываемыми с кормы или бомбометами БМБ-1. В 1930-х годах основным недостатком глубинных бомб считалась малая зона поражения, размер которой определялся количеством сброшенных бомб. Для увеличения площади поражения Специальное конструкторское бюро № 4 (СКБ-4) на Ленинградском артиллерийском заводе № 7 «Арсенал» им. Фрунзе, которым руководил выдающийся советский конструктор Б.И. Шавырин, получило тактико-техническое задание на разработку бортового бомбомета, обеспечивающего выстреливание бомб ББ-1 по траверзу корабля. При полном отсутствии опыта в проектировании таких установок группа конструкторов под руководством Б.И. Шавырина с задачей справилась в рекордно короткий срок. Чертежи бомб ББ-1 СКБ-4 получило в июле 1939 года, а уже через месяц опытный образец бомбомета поступил на испытания. В ноябре 1939 года на морском артиллерийском полигоне НИАПе из бомбомета были сделаны первые выстрелы. Заводские и государственные испытания успешно прошли в июне - августе 1940 года на тральщике «Штаг». Приемная комиссия в своем заключении зафиксировала, что: «Бомбомет портативен, удобен в обращении и может применяться на кораблях малого тоннажа». С помощью штока и лотка бомбомет позволял выстреливать большие глубинные бомбы ББ-1 на дистанцию 40, 80 и 110 м, чем обеспечивалось увеличение поражаемой площади бомбометания. В том же году на вооружение советского Военно-Морского Флота был принят бомбомет шточного образца под обозначением «Большой морской бомбомет БМБ-1». Советские шточные бомбометы БМБ-1 в годы Великой Отечественной войны проявили себя самым лучшим образом в боевых условиях, но в то же время в отчетных документах того времени отмечалось, что наличие штоков, централизованное снабжение которыми воевавших флотов отсутствовало, значительно затрудняло их использование. Так, например, в сложившейся тяжелой ситуации командованию Северного флота пришлось организовать производство деревянных штоков для бомбометов БМБ-1 силами местной промышленности. В то же время, в отчетах отмечалось, что американские бесшточные бомбометы Мк 6, устанавливавшиеся на фрегатах, тральщиках «AM» и больших охотниках «БО-1» (которые поставлялись в СССР по ленд-лизу в годы войны), несколько сложнее по своей конструкции, но вместе с тем, значительно проще в применении. Однако из-за ограниченности запасов импортных глубинных бомб все ленд-лизовские корабли подлежали перевооружению отечественными бомбометами. Первый отечественный бесшточный бомбомет БМБ-2 («большой морской бомбомет 2») калибра 433 мм был разработан уже после войны в СКБ-101 («КБ Машинстроения») под руководством Б.И. Шавырина и принят на вооружение советского ВМФ в 1951 году. Он предназначался для стрельбы глубинными бомбами по подводным лодкам и торпедам. Бомбомет БМБ-2 позволял выстреливать по траверзу корабля большие глубинные бомбы ББ-1 и БПС на дальность 40, 80 и 110 м, с одновременным использованием кормовых бомбосбрасывателей для расширения поражаемой площади бомбометания. Бомбомет БМБ-2 входил в состав противолодочного вооружения кораблей различных проектов. Так, на эсминцах проекта 56 бомбометы БМБ-2 устанавливались в корме по три на борт. К моменту принятия на вооружение БМБ-2, данный вид вооружения уже морально устарел, поэтому они постепенно были заменены более современными реактивными бомбометами РБУ-2500. Наибольшее значение противолодочная оборона в годы Великой Отечественной войны имела на Баренцевом, Белом и Карском морях, где в операционной зоне Северного флота в годы войны действовало от 6 до 30 подводных лодок противника. Для противолодочной обороны привлекались советские боевые корабли от эсминцев до катеров типа «МО», а также союзные британские корабли. В среднем на Севере для целей противолодочной обороны использовалось в 1941 году 120 кораблей и катеров, в 1943 году – 100, в 1944 году – 160, а в 1945 году – 218. Не смотря на рост количества кораблей противолодочной обороны, их все равно не хватало, особенно в периоды арктической навигации. Кроме того, сами по себе противолодочные корабли из-за малочисленности и несовершенства гидроакустических средств имели недостаточные поисковые возможности. Однако именно надводные корабли стали основой противолодочных сил Северного флота. Во время войны они произвели 430 обнаружений подлодок противника, по которым было произведено 334 атаки, в результате чего два из них были потоплены достоверно и еще одна – вероятно. Кроме этого, повреждено было еще примерно 10 подлодок, из которых минимум 2 – тяжело. На долю советских подводников и авиаторов приходилось всего около 5 % обнару­жений и 15 % атак подлодок противника. В основном надводные корабли применяли глубинные бомбы (272 атаки), в 59-ти случаях использовались реактивные бомбометы, а три атаки начинались с тарана подводной лодки противника с последующим сбрасыванием в месте ее погружения глубинных бомб. Как правило, бомбы сбрасывались с кормы, что требовало прохождения корабля над лодкой, а это всегда приводило к потере контакта. Систематические поиски подводных лодок с использованием гидроакустики и радиолокации производились в 40-мильной зоне от побережья Кольского полуострова. Первоначально наиболее эффективным способом применения глубинных бомб первоначально считалась атака одиночным кораблем по данным гидроакустической станции (ГАС). Установив курс, скорость и приблизительную глубину погружения подводной лодки (она определялась исходя из расстояния, на котором терялся контакт из-за того, что цель оказывалась под лучом ГАС), корабль проходил над ней на догоняющем курсе, после чего брал упреждение, соответствовавшее времени погружения глубинных бомб и скорости подводной лодки, и сбрасывал серию бомб. Она, в зависимости от типа и вооружения корабля, в начале Великой Отечественной войны состояла из 2-6 глубинных бомб. В дальнейшем использовался еще один метод атаки, который заключался во взаимодействии двух противолодочных кораблей, один из них поддерживал с подводной лодкой гидроакустический контакт и наводил второй корабль, производивший атаку с использованием кормовых бомбосбрасывателей и бортовых бомбометов. Эсминцы вели поиск группой из 2-х–3-х кораблей, большие охотники из 3-х – 5-ти кораблей или 2-х охотников и 2-х торпедных катеров. Наиболее эффективно осуществляли поиск подводных лодок эсминцы, оборудованные гидроакустическими и радиолокационными станциями. Использование больших охотников ограничивалось состоянием моря до 4-х–5-ти баллов. Сторожевые катера типа «МО» могли использоваться только на рейдах и в прибрежных районах в благоприятную погоду.

Калибр – 433,5 мм
Масса – 355 кг
Угол возвышения – 45° Дальность бомбометания – 40, 80, 120 м Глубина поражения – 330 м
Скорострельность – 4 выстрела за 24 сек.
Сила отдачи – 15 тонн
Габариты – 1,65х0,65х0,65 м Число бомб в залпе – 1 Тип бомбы – ББ-1 или БПС. Работы по совершенствованию отечественного торпедного, противолодочного и минно-трального оружия возобновились в Советском Союзе в начале 1920-х годов. Для организации и координации этих работ уже в 1921 году был создан Научно-технический комитет Управления военно-морских сил РККА (НТК УВМС РККА) и Особое техническое бюро по военным изобретениям (Остехбюро). С 1927 года Остехбюро приступило к проектированию первых советских глубинных бомб и средств для их сбрасывания. Уже в 1930 году была создана первая советская малая противолодочная глубинная бомба 4В-М, имеющая два пояса установки глубины взрыва – 12 м и 24 м, и большая глубинная бомба 4В-Б, имеющая четыре фиксированных глубины взрыва – 12, 24, 36 и 48 м. В 1933 году были разработаны и приняты на вооружение ВМФ две новые глубинные бомбы – большая ББ-1 и малая БМ-1. Основными требованиями при создании этих глубинных бомб были увеличение глубины взрыва до предельной глубины погружения подводных лодок и обеспечение возможности их использования с боевых кораблей различных классов. Глубинная бомба ББ-1 представляла собой цилиндрический стальной контейнер массой 165 кг, с зарядом взрывчатого вещества (тротил) массой 135 кг, в донной части которого монтировался взрыватель с часовым механизмом ВГБ. Глубина погружения бомбы составляла до 100 м, скорость погружения – 2,3-2,5 секунд. Эффективный радиус взрыва составлял от 8 до 20 м. Гидростатический взрыватель ВГБ с часовым механизмом обеспечивал установку глубины взрыва глубинных бомб в интервале от 10 до 100 м. Для удобства сбрасывания и хранения этих бомб на кораблях были созданы бомбосбрасыватели стационарные и подвижные в виде тележек, а также тележки для хранения бомб на верхней палубе кораблей. Однако взрыватель ВГБ оказался недостаточно надежным и безопасным в использовании. В 1940 году на вооружение ВМФ был принят новый взрыватель для глубинных бомб К-3, разработанный на заводе им. М.И.Калинина. Он позволял производить установку глубины взрыва бомб от 10 до 210 м. Создание этого взрывателя, простого по конструкции, безопасного и надежного в действии, обеспечило успешное использование советских глубинных бомб во время всей войны без его модернизации, в то время как иностранные флоты (британский и американский) в связи с увеличением глубины погружения подводных лодок были вынуждены модернизировать свои взрыватели глубинных бомб или создавать новые. Глубинные бомбы являлись основным видом противолодочного оружия, применяемого советским ВМФ в годы Великой Отечественной войны. Малые бомбы БМ-1 использовались для предупредительного (профилактического) бомбометания, большими бомбами ББ-1 производилось бомбометание для уничтожения обнаруженных подводных лодок. Однако запас самих глубинных бомб на флотах к началу войны был недостаточен, и составлял всего 68615 штук. Так, на 22 июня 1941 года на Северном флоте из требуемых 44642 глубинных бомб в наличии имелось только 6834 (27,8 %), на Балтийском флоте из 47210 – 19564 (41,4 %), на Черноморском флоте из 49006 – 13625 (27,8 %). По состоянию на 1 августа 1942 года обстановка коренным образом не изменилась: на Севере обеспеченность глубинными бомбами составила 52,8 %, на Балтике – 25,6 %, на Черном море – 65 %. Только в 1943 году Северный и Черноморский флоты получили необходимое количество глубинных бомб, Балтийский флот удовлетворен не был, но бомбы в то время там практически не были востребованы. К концу войны, не смотря на массовое применение глубинных бомб, их запас возрос до 123921 шт. По своему устройству бомбы были просты и могли производиться на многих промышленных предприятиях. Общий боевой расход глубинных бомб за войну составил около 88000. Наибольший их расход пришелся на 1944 год – 32 %, а из флотов – на Черноморский – 38 %, где в основном глубинные бомбы израсходовали для траления неконтактных мин противника контрвзрывами. Наиболее эффективно глубинные бомбы использовались на Северном флоте, где 3 немецкие подводные лодки были уничтожены именно этим оружием с кораблей, имевших гидролокаторы. В начале 1942 года вышло первое «Наставление по борьбе с подводными лодками надводных кораблей». Оно предусматривало атаку подводной лодки одиночным кораблем или группой из 2-х – 3-х кораблей. В том же году были изданы «Правила бомбометания кораблей» (ПБК-42). В зависимости от тактической ситуации и наличия бомб на корабле Правила предусматривали три вида бомбометания: большой серией глубинных бомб – 6 бомб, малой – 3 бомбы и сковывающей – одна - две бомбы. Однако, несмотря на колоссальные усилия советских моряков и неоднократные обнаружения и атаки на германские подводные лодки, первый успех к надводным кораблям пришел только на четвертый год войны, когда в Выборгском заливе малый охотник МО-103 (командир гвардии старший лейтенант А.П. Коленко) потопил подводную лодку U 250. Это произошло 30 июля 1944 года. В этот день U 250 торпедировала в проливе Бьёркезунд советский дозорный катер. На ее поиск по тревоге срочно вышел малый охотник МО-103. С приходом в район дозора он вскоре установил контакт с подводной лодкой противника. После трех последовательных атак глубинными бомбами – на поверхности воды появилось 6 человек в спасательных жилетах; подняв руки, плавали немецкие подводники. Во время Великой Отечественной войны это был единственный случай взятия в плен членов экипажа потопленной подводной лодки. Как рассказали пленные, лодка получила повреждение от первых же взрывов глубинных бомб, но двигатели работали и командир надеялся оторваться от преследования. Однако одна из бомб второй серии взорвалась непосредственно у корпуса лодки. В пробоину хлынула вода. Дизельный отсек оказался затопленным, из аккумуляторов начал выделяться хлор, люди теряли сознание. Связь с отсеками прервалась. Поэтому остатки экипажа вынуждены были эвакуироваться из затонувшей подводной лодки. Всего с использованием противолодочного и минно-торпедного оружия надводные корабли и подводные лодки ВМФ СССР уничтожили 18 подводных лодок Германия и ее союзников: из них – 9 подорвались на минах, 7 – были потоплены глубинными бомбами надводными кораблями, 2 – торпедировали подводные лодки. Советская военно-морская авиация потопила 5 подводных лодок, а береговая артиллерия уничтожила 1 субмарину. Еще 12 подводных лодок противника получили повреждения в результате атак надводных кораблей и налетов авиации. Из 5 подводных лодок, уничтоженных на Северном флоте, 4 потопили глубинными бомбами надводные корабли, одну торпедировала подводная лодка. На Северном флоте с применением глубинных бомб ББ-1 и БМ-1 было выполнено 275 атак. В результате, по оценке флота, было повреждено и уничтожено 8 подводных лодок (успешность – 2,9%). На Балтийском флоте из 15 уничтоженных немецких подводных лодок: 9 – подорвались на минах, 3 – уничтожили глубинными бомбами надводные корабли, 1 – торпедировала подводная лодка, 1 – уничтожила авиация и 1 – береговая артиллерия. На Черном море характер противолодочных действий флота определялся малочисленностью противника – до 1943 года здесь действовало всего 8 немецких, одна румынская и несколько малых итальянских подводных лодок. За годы Великой Отечественной войны черноморские корабли израсходовали 1973 глубинные бомбы. При этом ни одной подводной лодки они не потопили. Весь успех достался на долю авиации – ВВС флота потопили одну итальянскую подводную лодку в Ялте в 1943 году и три немецкие – при налете на румынскую Констанцу 20 августа 1944 года. Тип глубинной бомбы – фугасная Масса глубинной бомбы – 165 кг Масса заряда ВВ – 135 кг Тип ВВ – тротил Длина глубинной бомбы – 710 мм
Диаметр глубинной бомбы – 430 мм Марка взрывателя – ВГБ, К-3 Глубина погружения – до 100 м Скорость погружения – 2,3 – 2,5 сек Эффективный радиус взрыва – 8 - 20 м.

Глубинная бомба – это разновидность оружия военно-морского флота, предназначенная для поражения подводных лодок противника, находящихся в боевом (погруженном) состоянии. Это тип боеприпаса представляет собой снаряд, состоящий из прочного металлического корпуса с мощным зарядом взрывчатого вещества внутри. Детонацию вызывает взрыватель, который может срабатывать под действием разных факторов: контактный – активируется после удара боеприпаса о корпус подлодки, неконтактный – на некотором удалении от него, а есть такие, что срабатывают на определенной глубине. На некоторые боеприпасы устанавливаются сразу несколько взрывателей. Кроме обычных, существуют также и ядерные глубинные бомбы, которые имеют значительную разрушительную силу.

В качестве носителей, с которых применяются эти боеприпасы, могут быть использованы надводные корабли, самолеты и вертолеты.

Этот тип боеприпаса появился в самом начале Первой мировой войны, его придумали англичане. Ранние глубинные бомбы имели крайне примитивную конструкцию, их просто сбрасывали по ходу движения корабля, но уже в период Второй мировой войны для бомбометания стали широко использовать различные приспособления, которые получили название бомбометов. После войны на вооружении военно-морских сил разных стран появились реактивные бомбометы, которые широко используются и в наши дни.

История создания глубинных бомб

Появление первых боевых подводных лодок наводило настоящий ужас на моряков. Как можно сражаться с врагом, которого даже невозможно увидеть? Это оружие считали подлым и негуманным, пытались даже запрещать его, но, правда, без особого успеха. Стремительное развитие подводного флота привело к тому, что уже к началу Первой мировой войны субмарины из диковинки превратились в грозное оружие, на счету которого сотни потопленных судов. Появление этого класса боевых кораблей можно назвать настоящей революцией в военно-морском деле. Флотоводцам пришлось крепко задуматься над тем, как противостоять новой угрозе, исходящей из морских глубин. Для этого нужно было придумывать новые тактические приемы и инструменты для обнаружения невидимого врага, но самое главное – требовалось создать новое оружие, способное поражать противника, укрытого многометровой толщей воды.

И после нескольких не слишком удачных попыток оно было создано. В 1914 году на вооружение британского Royal Navy был принят новый тип боеприпасов – глубинные бомбы.

Любопытно, что еще в Первую мировую войну для борьбы с подводными лодками использовали так называемые ныряющие снаряды. Ими стреляли из обычных корабельных орудий, а от стандартных боеприпасов они отличались вогнутой или плоской формой головной части и специальным взрывателем, который вызывал детонацию с определенным замедлением. Форма снаряда не позволяла ему рикошетить от поверхности воды, а замедление приводило к тому, что взрыв происходил на глубине 10-15 метров. Инструкции того времени предписывали открывать огонь ныряющими снарядами сразу после обнаружения перископа подводной лодки… В принципе, подобная тактика могла быть эффективной, но проблема была в том, что артиллерийский снаряд по сравнению с глубинной бомбой несет довольно небольшое количество взрывчатого вещества. Поэтому нанести им серьезный ущерб субмарине сложно.

Уже к концу Первой мировой войны глубинные бомбы стали основным средством противолодочной обороны. Совершенствование этого оружия продолжалось и после ее окончания.

В Советском Союзе на глубинные бомбы долгое время практически не обращали внимания. Только в начале 30-х годов в эксплуатацию были приняты две бомбы, они получили обозначения ББ-1 и БМ-1. По сути, они представляли собой обычные бочки, заполненные тротилом. Взрыватель с часовым механизмом теоретически позволял поражать подводные лодки на глубине до 100 метров, что, конечно же, было недостаточно. Эти глубинные бомбы просто сбрасывались с кормы или бортов корабля. Не слишком удачная форма этих боеприпасов определяла низкую скорость погружения, что серьезно сказывалось на эффективности бомбометания. В 1940 году был разработан первые отечественный бомбомет БМБ-1. Он «стрелял» бомбами ББ-1, к которым крепили специальный стержень. Несмотря на его появление, на протяжении всей войны бомбы чаще сбрасывали традиционным методом, с наклонных направляющих с кормы или борта корабля.

Война очень быстро показала слабую эффективность этих боеприпасов. Подлодки того времени активно использовали глубины погружения более 150 метров, на которых советские бомбы были бесполезны. Поэтому наши моряки в основном использовали боеприпасы, которые СССР получал по ленд-лизу. Хотя, следует отметить, что самые современные глубинные бомбы союзники нам не поставляли.

В 1951 году на вооружение ВМФ СССР был принят бесшточный бомбомет БМБ-2, который мог стрелять бомбами ББ-1 безо всяких изменений в ее конструкции. Он представлял собой мортиру с калибром ствола 433 мм и мог вести огонь на дистанции в 40, 80 и 100 метров. Дальность стрельбы определялась углами возвышения орудия.

Бомбометы БМБ-1 и БМБ-2 имели один серьезный недостаток – довольно низкую скорострельность, которая значительно снижала вероятность поражения противника. Поэтому в 1949 году был создан бомбомет МБУ-200. Основным элементом этого оружия был набор стрежней-направляющих (24 штуки), на которые надевались глубинные бомбы Б-30, разработанные специально для этого бомбомета. Каждый из подобных боеприпасов нес 20-кг заряд взрывчатого вещества и метательный заряд в хвостовой части. Дальность стрельбы составляла 200 метров. Этот бомбомет позволял буквально засеять бомбами определенный район моря.

В 1945 году был создан первый советский реактивный бомбомет РБУ. Реактивная глубинная бомба (РГБ), которую он использовал, представляла собой все ту же БМ-1 с хвостовым блоком, в котором находился двигатель и стабилизатор. Только в 1953 году РБУ получил новый боеприпас.

В последующие годы развитие данного вида вооружения шло путем совершенствования конструкции бомбометов, а также повышения эффективности глубинных бомб. Оружейники работали над совершенствованием форм боеприпасов, увеличивали их мощность, оснащали новыми типами взрывателей. В настоящее время на вооружении ВМС РФ находятся комплексы «Удав-1М», а также РБУ-6000 «Смерч-2» и РБУ-1000 «Смерч-3». Однако в целом следует отметить, что бомбометы и глубинные бомбы постепенно уходят в прошлое, замещаясь более точным оружием, таким как, например, управляемые торпеды или ракетоторпеды.

На чем основано действие глубинной бомбы

Как же «работает» этот боеприпас? Действие глубинной бомбы основано на том, что вода, впрочем, как и другие жидкости, практически не сжимается, а, значит, взрывная волна распространяется в ней гораздо лучше, чем в воздухе. Сила любого наземного взрыва довольно быстро затухает, воздух, словно, поглощает ее. В воде взрыв создает область высокого давления, которая эффективно разрушает объекты даже на значительном расстоянии от эпицентра. Поэтому, чтобы нанести серьезные повреждения подводной лодке совсем необязательно нужно прямое попадание, взрыв глубинной бомбы даже на некотором расстоянии от ее корпуса может оказаться фатальным для субмарины.

Радиус поражения зависит от количества взрывчатого вещества, находящегося в боеприпасе (калибра). Наиболее мощными, конечно же, являются ядерные глубинные бомбы, которые способны уничтожить подводный корабль на дистанциях в тысячи метров.

При этом следует понимать, что глубинные бомбы – это оружие крайне неточное. Для уничтожения подводной лодки необходимо несколько сотен подобных боеприпасов.

Особенности конструкции и применения глубинных бомб

Первые глубинные бомбы представляли собой обычные бочки, заполненные взрывчатым веществом. Бочкообразная форма еще долгие годы была основной для этого типа боеприпаса. Конечно, она является весьма удобной при обычном сбрасывании с кормы или борта корабля, но эффективность подобных глубинных бомб невысока. Все дело в том, что подобная форма гидродинамически несовершенна. Она не только обуславливает низкую скорость погружения боеприпаса, но и заставляет его совершать в воде сложные «кульбиты». А если глубинные бомбы сбрасывали с кормы корабля, то сразу после погружения они еще и оказывались под воздействием струй от корабельных винтов.

Чтобы оценить траекторию бочкообразной глубинной бомбы в воде, достаточно бросить в бассейн обычную консервную банку, и вы увидите, как она «кувыркается», опускаясь на дно. Кроме того, можно не сомневаться, что она упадет в некотором отдалении от точки, в которой была сброшена.

Подводная лодка не является неподвижной целью, более того, она постоянно маневрирует по направлению и глубине. Поэтому скорость погружения глубинной бомбы является одной из главных ее характеристик. Чем быстрее боеприпас окажется на заданной глубине, тем выше вероятность поразить противника. По этой причине современные глубинные бомбы имеют каплевидную или грушевидную форму, а также стабилизаторы. Все это упорядочивает их движения под водой, что значительно повышает точность бомбометания.

Еще одним фактором, который оказывает серьезное влияние на эффективность применения глубинных бомб, является способ их сбрасывания с корабля. Конечно, бомбометание можно производить и просто сбрасывая бомбы с корабля, однако такой способ имеет серьезные недостатки. В этом случае для эффективного поражения цели нужно правильно рассчитать курс корабля, чтобы бомбы гарантировано поразили цель. Бомбометы различных конструкций значительно облегчают задачу, так как позволяют в течение короткого промежутка времени накрыть выбранный квадрат большим количеством глубинных бомб. При этом противолодочному кораблю не нужно выполнять сложные маневры, менять курс и др.

Бомбометы стали появляться еще в период Первой мировой войны, они непрерывно совершенствовались на протяжении всех последующих десятилетий. В настоящее время используются реактивные бомбометы, они появились на вооружении флотов уже после Второй мировой войны.

Следует понимать, что поражение подводной лодки глубинными бомбами – это довольно сложная задача, очень напоминающая игру в «кошки-мышки». Противолодочный корабль действует, основываясь только на данных акустики, но подобный контакт – это штука весьма ненадежная, периодически он может теряться. Естественно, что и подводная лодка также слышит, где находится корабль и даже может определить момент начала бомбометания. После этого обычно производится маневр уклонения, с помощью которого подводники пытаются избежать встречи со смертоносными «гостинцами». Уклоняясь от глубинных бомб, субмарина маневрирует в трех измерениях, она меняет курс, глубину, скорость. Может замирать без движения, идти зигзагом или вообще ложиться на грунт.