Open
Close

Маяк басаргина состоят из 13. Экскурсоводы

Маяк – обязательный атрибут любого приморского города. На территории Владивостока располагаются 14 навигационных знаков. Семь из них – маяки, остальные – светящиеся знаки и створы. Басаргинский маяк является одним из самых узнаваемых символов города. В отличие от всеми любимого маяка на Токаревской кошке, он располагается на территории военной части, поэтому труднодоступен для отдыхающих. Полюбоваться им можно не только с моря, но и на открытках, магнитах, марках и даже в кино – маяк не один раз становился местом действия в различных фильмах, сообщает корр. РИА PrimaMedia.

Маяк Басаргина является важным навигационным ориентиром для подхода с моря. Совместно с он образует ворота в порт Владивостока.

Маяк был построен в 1937 году. Фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

Первая башня маяка на мысе Басаргина была деревянной, поэтому он числился не маяком, а светящим навигационным знаком. Фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

В 1958 году деревянный навигационный знак заменили каменной башней. Фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

В 2012 году была проведена реконструкция маяка. Фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

Басаргинский маяк был построен в 1937 году и представлял собой небольшую деревянную башню, которую в 1958 году заменило каменное строение. Высота маяка 8 метров. Башня окрашена в белый и красный цвета. Дальность действия маяка Басаргина составляет 10 миль. Вот уже почти восемь десятков лет этот символ веры и надежды встречает и провожает моряков. Зеленый свет маяка за все время работы не гас ни на минуту.

Начальник маяка на полуострове Басаргина Алексей Степков работает здесь уже более 10 лет. Живет в одном из красивейших мест края вместе со своей семьей. Говорит, сам не знает, почему пошел сюда работать – "просто что-то потянуло". Сразу после выхода на пенсию узнал о такой вакансии – решение было принято незамедлительно.

Так как маяк является ориентиром для всех, кто находится в море, задача смотрителя – синхронно включать и выключать устройство, а также следить за порядком на территории объекта.

Синхронность включения всех маяков обеспечивается руководящими документами: таблицей освещения, которая регламентирует время включения и отключения, - рассказал Алексей Степков.

Помимо него за непрерывной работой маяка следят еще три человека. Все работают посменно. По их словам, сама аппаратура хорошая – последние разработки из Санкт-Петербурга. Все работает бесперебойно, поэтому проблем практически не возникает. Несмотря на развитие высоких технологий и появление ряда навигационных систем, начальник маяка считает, что это сооружение все же надежнее.

Навигационные системы - это та техника, которая легко может выйти из строя. Нельзя быть полностью уверенным в степени ее надежности. К тому же, у нас очень развит маломерный флот, который не всегда обладает необходимым оборудованием. Здесь на помощь и приходят маяки, - рассказал Алексей Степков.

На случай густого тумана на территории маяка есть и сигнальная установка – наутофон, благодаря которой корабли могут легко ориентироваться на звуковой сигнал.

В былые времена роль наутофона выполнял большой колокол, на кромке которого были выбиты изображения представителей всей династии Романовых.



Высота башни маяка 8 метров, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

В историю города и края маяк вошел не только как помощник мореплавателей, но и как герой ряда кинолент. В разное время здесь снимали сцены для фильма "22 минуты" Василия Серикова, сериала "Когда цветет папоротник", а также ряда документальных кинолент.

Помимо этого, Басаргинский маяк изображают на марках, календарях, открытках и магнитах. К слову, впервые приморские маяки попали на марки в 1984 году, первыми на этих марках были изображены маяки Токаревский и Басаргина.

К маяку ведет подвесной мост. Фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

Высота башни маяка 8 метров. Фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

Подвесной мост, ведущий к маяку. Фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

Дальность действия маяка составляет 20 миль. Фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

Маяк на мысе Басаргина. Фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

Басаргинский маяк на утесе представляет немалый интерес и для художников. Заслуженный художник России Сергей Черкасов всегда испытывал слабость к этим "светилам". Писать маяки он начал более 30 лет назад. Говорит, что посетил все самые важные для края сооружения.

Маяки - моя давняя любовь! Они однозначно являются памятниками архитектуры. Когда я их увидел впервые, больше всего меня потрясло то, как близко к обрывам они расположены. Действительно, во многих местах ощущаешь себя так, словно стоишь на краю света. Также поражает, что многие сооружения настолько хорошо сделаны, что даже время не смогло оставить на них свой отпечаток, - рассказал Сергей Черкасов.



Смотровая площадка возле маяка, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов, РИА PrimaMedia

Среди всех подобных объектов архитектуры, маяк Басаргина имеет для художника особое значение.

С этим маяком у меня связана очень древняя история. Когда мне было 19 лет, я окончил художественное училище и, так получилось, сразу попал на Дальневосточную киностудию. Проработал там четыре месяца перед армией. Помню, как неожиданно руководство студии попросило меня сделать заставку для Приморского телевидения. А на заставке был изображен маяк Басаргина. Около восьми лет эта заставка "открывала" наш телеканал. Я, служа в армии, был переполнен гордостью, что принял участие в этом проекте, - поделился Сергей Черкасов.

Совсем недавно художник закончил писать две картины с этого знаменитого маяка. Сейчас он работает над небольшой серией маяков, увидеть которую можно будет на одной из его выставок. Пока мы беседовали, в его студии подсыхало полотно с маяками Гамова и Назимова. Как рассказал художник, на своих полотнах он, в первую очередь, изображает свое настроение, в случае с маяками - ощущение радости от встречи с этими замечательными сооружениями.

Фотографии, сувениры, кино и живопись – этот ряд можно смело дополнить и литературой.

Так, например, значимость приморских маяков, их красоту, а также высокий профессионализм и любовь к своему делу смотрителей маяков на страницах своей книги отобразил приморский поэт, писатель и журналист Николай Литковец . Посетив основные маяки края, пообщавшись с их жителями, он написал книгу, содержащую в себе множество красивых снимков и интересной информации об этих удивительных и романтичных местах.




Мыс Басаргина находится на юго-восточной оконечности полуострова Басаргин, который является очень опасным для мореплавания. Мыс скалист и обрывист, окаймлен надводными и подводными камнями. Мыс назван в честь Владимира Басаргина, известного вице-адмирала, кругосветного мореплавателя и исследователя залива Петра Великого.
Оконечность мыса Басаргина представляет собой высокую скалу, соединенную с берегом низким скалистым перешейком.
Именно на этой скале в 1937 году была установлена деревянная башня маяка. В то время огонь маяка был ацетиленовый и поэтому в документах числился он не маяком, а светящимся навигационным знаком.
В 1958 году деревянный знак был заменен каменной призматической восьмигранной башней высотой 8 метров. Высота самого огня составляет 28 метров от уровня моря. Как и большинство маяков, башня окрашена горизонтальными красными и белыми полосами. Рядом со скалистым перешейком построено техническое здание для звукосигнальной установки – наутофона, излучатели которого вынесены на саму башню. Маяк светит зеленым светом и дальность его действия составляет 10 миль.
Уже более 80 лет маяк на мысе Басаргина надежно обеспечивает безопасность плавания в проливе Босфор Восточный, образуя вместе с маяком на острове Скрыплева входные ворота во Владивосток - крупнейший российский порт на Дальнем Востоке.

Басаргин Владимир Григорьевич (1838-1893) Вице-адмирал, совершивший кругосветное мореплавание, исследователь залива Петра Великого и Русской Америки. Родился в Санкт-Петербурге в семье морского офицера.
13.09.1853 поступил гардемарином в Морской кадетский корпус. В 1854 участвовал в обороне Кронштадта от английско-французской эскадры на кораблях «Сисой Великий» и «Прохор». 04.05.1855 года произведен в мичманы, служил в Балтийском Флоте.
В 1857 году в чине мичмана ходил на корвете «Удав» из Кронштадта в Черное море.
В 1858-1860 на корвете «Рында» (под командованием капитан-лейтенанта Н. Н. Андреева) совершил кругосветное плавание из Кронштадта на Дальний Восток и обратно.
17.10.1860 за отличную службу произведен в лейтенанты.
С 12.08.1861 по 15.10.1862 участвовал в гидрографических работах в северо-западной части залива Петра Великого нанося на карту побережье вблизи Владивостока (экспедиция В. М. Бабкина).
21.11.1862 назначен исполняющим должность командиром корвета «Рында» (в чине капитан-лейтенанта), в 1863 перешел в Сан-Франциско и вошел в состав Тихоокеанской эскадры контр-адмирала А. А. Попова. По пути посетил Новоархангельск и выполнил опись реки Стикин в проливе Фредерик. В составе Тихоокеанской эскадры крейсировал у западного побережья Северной Америки для оказания помощи САСШ (Северо-Американские Соединенные Штаты) во время войны с южанами.
15.03.1864 отправился в Россию и 25.10.1864 стал на зимовку в Ревеле (Таллин).
01.01.1865 произведен в капитан-лейтенанты.
Дальнейшая служба проходила в Балтийском флоте. В 1867-1877 командовал фрегатом «Князь Пожарский».
01.01.1873 произведен в капитаны 2 ранга.
В 1873-1875 посетил Средиземное море.
01.01.1877 произведен в капитаны 1 ранга.
С 24.11.1880 командует броненосным кораблем «Петр Великий», с 25.04.1883 - фрегатом «Дмитрий Донской».
15.03.1885 назначен командиром Учебно-артиллерийского отряда военного флота.
01.01.1886 произведен в контр-адмиралы с назначением флаг-капитаном императора Александра.
26.02.1886 назначен в свиту Его Императорского Величества.
В 1890-1891 командовал отдельным отрядом судов, сопровождавших Наследника цесаревича в плавании от Триеста на Дальний Восток. Из Владивостока сопровождал Наследника цесаревича через Сибирь в Санкт-Петербург.
01.01.1892 произведен в вице-адмиралы с назначением генерал-адъютантом.
Награжден орденами: Святого Владимира 4-й степени (1878), Святого Станислава 1-й ст. (1889), Святого Андрея 1-й ст. (1893).
В 1892 году, сопровождая императорскую семью в плавании из Балтийского моря в Крым, простудился и умер в Ялте.
Похоронен в Троице-Сергиевой пустыне Петергофском уезда.
Именем Басаргина названы мыс, полуостров и маяк в проливе Босфор-Восточный (город Владивосток).
Гора на южном побережье полуострова Аляска. (1877 год, канадский исследователь Хантер).

Мыс Басаргина

Мыс Басаргина – приветливое и красивое Место Силы. Оно находится в стороне от города Владивостока в бухте Патрокл, и горожан здесь бывает не очень много. В основном сюда приезжают по выходным дням, чтобы насладиться окружающим пейзажем, отдохнуть от городской суеты, зарядиться целительной энергией и по возможности искупаться в море.

Вода здесь относительно чистая, птицы жирные и непугливые. Время течет медленнее. Мыс имеет свой микроклимат, который может достаточно отличаться от других энергетических зон. Это отличие можно явно отслеживать по погоде, например, на мысе может быть солнечно, а весь город может находиться в тумане.

На берегу мыса Басаргина, буквально у кромки воды, находится старая чжурчжэнская каменная кладка. Хотя кладка достаточно большая и хорошо сохранилась, она практически не видна, и на нее никто не обращает внимание. Я сам обнаружил эту кладку только с третьего посещения этого мыса. Вероятно, кладка являлась военным редутом, и одной из ее задач была – невидимость для возможного противника, поэтому ее и сейчас увидеть не просто, так как у нее сохранилась четкая энергетическая программа. Во времена Русско-японской войны эта кладка использовалась по своему прямому назначению и для надежности была укреплена цементом.

Проникнуть к более древним мегалитам на мысе практически невозможно, так как его основное пространство занимает секретная воинская часть за высоким забором. Вход туда осуществляется только по пропускам или в составе научной группы. Собственно, особой необходимости приближаться к мегалитам нет, весь энергетический фон, который они излучают, является общим энергетическим фоном всего мыса, и он хорошо чувствуется отовсюду.

Полюбоваться мегалитами можно из соседней бухты. С ее берега хорошо видны каменные столбы в несколько рядов, являвшихся в древности маяком.

Мысленно настроившись на этот маяк, я прочитал заклинание:

Матушка Земля, родная моя. Заклинаю тебя и прошу помочь мне обрести победу над самим собой. Трудно мне принимать себя таким, какой (ая) я есть на самом деле.

Помири меня со своим сердцем! Готов служить тебе, чтоб обрести мудрость. Призови меня прикоснуться к своим знаниям и равновесию. Буду един с тобой.

Таково мое желание.

Хантаа улар.

Затем я вошел в медитацию с целью получить информацию о данном Месте. На мысленном экране я увидел древний порт, много людей, торгующих различными товарами. Все люди были европейского типа, хорошо одетые и высокого роста. В один из кораблей, который чем-то напоминал современную подводную лодку, группа людей, используя механизм, напоминающий экскаватор и кран одновременно, загружала то ли каменную, то ли железную стелу. Как я прочитал позднее, по версии некоторых археологов и историков, каменные стелы Индии и Египта, делали на Дальнем Востоке, иногда обрабатывали в высокотемпературных печах и уже затем готовые транспортировали по назначению, где на них наносили соответствующие надписи и устанавливали в виде объектов поклонения.

Мантры активации Места Силы:

32, 23, 11, ми, ре, 69, 17, 7;

ми, ми, 73, ми, 83, соль, 5;

41, соль, 17, 19, 5, ре, ре, соль;

Маяк Басаргина является важным навигационным ориентиром для подхода с моря и плавания проливом Босфор Восточный в бухту Золотой Рог и к порту Владивосток. Вместе с маяком острова Скрыплёва он образует входные ворота Владивостока. Маяк был создан в 1937 году. Первая его башня была деревянной несложной конструкции. Мыс Басаргина - юго-восточная оконечность одноименного полуострова - обрывист, скалист и окаймлен подводными и надводными камнями. Наличие вблизи мыса значительных глубин делает его весьма опасным для мореплавания. Оконечность мыса представляет высокую скалу прямоугольной формы. Скала соединена с берегом низким скалистым перешейком. Для навигационного ограждения этой скалы на ней и был первоначально установлен светящий знак. Огонь был ацетиленовый. Поэтому он числился не маяком, а светящим навигационным знаком.

В 1958 году вместо деревянного знака была построена каменная призматическая восьмигранная башня высотой 8 метров от основания и высотой огня 28 метров от уровня моря. Башня окрашена белыми и красными горизонтальными полосами. Тут же, на берегу, у скалистого перешейка, построено техническое здание, в котором установлена звукосигнальная установка - наутофон. Излучатели его вынесены ближе к опасности на скалу и установлены непосредственно на башне. Дальность действия маяка Басаргина составляет 10 миль. Огонь имеет зеленый проблесковый цвет с характеристикой – 7.5 секунд (более точно период работы маяка работы маяка можно описать так – 3.5 секунды свечение, затем 4 секунды пауза). В качестве излучателей используются электрические лампы накаливания, работающие в автоматическом режиме. Кроме основной, в запасе ещё 5 ламп, вместо перегоревшей исправная включается дистанционно. Смотрители включают маяк из агрегатной, башню посещают только при необходимости для профилактического осмотра, технического обслуживания и ремонтат. Если на маяке отказывает основной источник света, включается резервный. В хорошую погоду свет маяка виден за 10 миль. В плохую погоду при плохой видимости для предупреждения об опасности на маяке включается наутофон. Низкий характерный звуковой сигнал наутофона в тумане слышен на несколько миль.

Мыс Басаргина, кроме того, является хорошим радиолокационным ориентиром и позволяет судоводителям, использующим РЛС, уверенно ориентироваться по нему при входе в базу. Новый век и современные требования к точности плавания на подходах к портам принесли на маяк навигационное оборудование. На мысе Басаргина вблизи технического здания установлены антенны контрольно-коректирующей станции (ККС) спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. С введением точность и безопасность плавания кораблей и судов значительно повысились. При этом роль и значение маяка Басаргина нисколько не уменьшились, он по-прежнему безотказно и надежно обеспечивает безопасность плавания судов на подходах к Владивостоку.

Во Владивостоке, как и в любом крупном городе, есть непреступное место, которое знает каждый, но побывать там суждено не всем. У нас одно из таких мест – маяк Басаргина. Рассказом о нём мы и продолжим серию путешествий по маякам Приморского края.

Идея посетить маяк родилась несколько лет назад, мы видели его еще в детстве, в книгах о городе. Но осуществить задуманное удалось только этим летом. Опускаем предисловие и переносимся в тот день: Пасмурная погода, свежий морской ветерок, обдувающий лицо – мы на полуострове Басаргина, вдалеке виднеется маленькая мечта, до которой осталось всего тысяча шагов. Ноги несут к цели. Подходишь к скалистому берегу; раз фото, два фото и тут ты замечаешь сотни чаек, кружащих в небе и защищающих свои гнёзда. Да, это настоящий птичий базар.

И в голову приходит мысль, что не зря это место столь закрыто. В окрестностях города сотни птиц нашли себе дом и выводят потомство, находясь в безопасности от людей и домашних животных.

Затворы камер не замолкают, сердце фотографов радуется, главная цель впереди.

Но прежде чем продолжить путь к цели, мы устроили субботник, о котором вы прочтете немного позже, а пока продолжаем созерцать красоту.

Маленькая мечта осуществилась – перед нами знаменитый маяк. Это место пропитано романтикой. Так и хочется взять и запечатлеть в этих локациях молодую влюблённую пару. Но, вряд ли, в ближайшем будущем это кому-то удастся.

По мосту ходить нельзя, но никто не мешает сделать несколько снимков, главное – беречь голову от чаек. Сам мост новый, его полностью заменили несколько лет назад.

Поднимаемся к дому смотрителя Маяка, где он (Степков Алексей) нас и встречает. Слушаем рассказ про жизнь маячника и историю этого места.

Маяк был построен в далеком 1937 году. В ушедшем году ему исполнилось 80 лет. Первая башня была деревянной. Спустя 19 лет, в 1958 году, на его месте построили каменный маяк. Он имеет форму призматической восьмигранной башни высотой 8 метров от основания и высотой огня 28 метров от уровня моря.

Маяк Басаргина является важным навигационным ориентиром для подхода с моря и плавания проливом Босфор Восточный в бухту Золотой Рог и к порту Владивосток. Вместе с маяком острова Скрыплёва он образует входные ворота Владивостока. Назван маяк в честь Басаргинаа Владимира Григорьевича – Вице-адмирала, кругосветного мореплавателя, исследователя залива Петра Великого и Русской Америки. Его именем также названы мыс, полуостров, где построен маяк, а также гора на полуострове Аляска.

Кругом царит дух уединения, закрытость от города, все на пользу этому месту. Видно, что за всем надлежащим образом ухаживают. Везде дорожки, все выкрашено свежей краской, а трава коротко подстрижена.

На скалах оборудовано несколько смотровых площадок. Эх, хорошо здесь живется маячнику.. Шикарный вид открывается не только на маяк, но и на остров Русский, Мост через пролив Босфор Восточный.

Маячники, хоть люди закрытые, но при том всегда со связями и добрые. Ради нескольких кадров нам включили соседний маяк на острове Скрыплева.

Закончили наше маленькое путешествие только к сумеркам. Понимаем, что вернёмся сюда не скоро. За несколько часов, даже пёс успел к нам немного привыкнуть, как и мы к этому месту.

За этот день, конечно, помимо фотографий и впечатлений приобрели много приятных знакомств. По пути обратно поделились впечатлениями и поговорили про местную флору и фауну.

Если любите природу, старайтесь её сохранить. Мы организовали субботник, в ходе которого собрали несколько десятков мешков мусора. К сожалению, на побережье волнами выбрасывается огромное количество отходов, в основном это пластиковые бутылки, небрежно забытые туристами на отдыхе, говорят, часть мусора приплывает к нам даже с Японии.

Сотни людей всевозможными способами пытаются проникнуть на закрытую территорию и запечатлеть маяк. Хотим сказать, мы сделали это совершенно законным способом. Если у вас такой возможности нет, можете наблюдать за жизнью маяка на его странице в Instagram.