Open
Close

Как правильно выбрать морилку для тонировки древесины. Морилка для дерева: цвета на водной основе, белая своими руками, фото масляной и беленый дуб, тонировка Краска для тонирования дерева

Пигментные морилки наименее чувствительны к химическому составу наносимого поверх них отделочного слоя. На высохшую морилку можно наносить почти любые покрытия, например масляный или водный лак для отделки древесины, тонированной водной или масляной морилкой. Морилка должна полностью высохнуть до нанесения лака. На скорость высыхания влияют температура, а также влажность окружающего воздуха и самой древесины, поэтому не стоит уделять особого внимания инструкциям на банке. Воспользуйтесь своим носом: если ощущается запах растворителя, значит, морилка еще не высохла. Красители более капризны. Если кистью или тампоном наносить лак, содержащий такой же растворитель, можно оставить полосы и частично смешать краситель с лаком. Иногда при этом удается добиться большей глубины цвета, но чаще качество покрытия снижается. Располагая соответствующим оборудованием, лучше наносить лак методом распыления, чтобы избежать проблем.

Красители, пигменты и способы получения нужного цвета

Вы собрали очередной проект и тщательно отшлифовали все поверхности. Банка лака уже стоит рядом, но в этот раз вам не хочется, чтобы древесина имела свой обычный цвет. Вы желаете, чтобы этот предмет соответствовал старой обстановке вашей гостиной или был неотличим от дорогой мебели, продающейся в интерьерных салонах. Впрочем, возможно, вам просто нужно выровнять по цвету отличающиеся друг от друга доски, из которых изготовлен проект, имитировать экзотические породы или сделать текстурный рисунок древесины выразительнее, а ее привычный цвет — насыщеннее. Если перед вами стоит одна из этих задач, пора заняться тонированием.

Тонирование базируется на двух типах красящих веществ — пигментах и красителях. Мы поможем выбрать правильное средство для вашего проекта и покажем, как с ним работать.

Как выбрать один вариант из множества возможных

Какой тип красящего вещества предпочесть? У вас есть богатый выбор (фото внизу). Решение зависит от того, какую древесину вы используете, какой вид желаете ей придать, и какое покрытие будет нанесено на заключительном этапе отделки.

Для обычного тонирования используйте пигментную морилку или красители. Эти красящие средства работают по-разному (фото внизу), и результаты их работы будут отличаться, как видно на приведенных фотоснимках. Пигментные морилки продаются в магазинах, торгующих лакокрасочными материалами, а красители можно найти в специализированных магазинах или заказать по каталогам.

Пигментные морилки неравномерно окрашивают древесину с участками разной плотности, такую как у клена, березы, вишни или сосны. Красители проникают в глубь поверхности независимо от плотности древесины. Выбрав желаемый оттенок, помните, что все красящие вещества со временем выцветают. Дольше всех сохраняют цвет пигментные морилки. Среди красителей наиболее стойкими являются водорастворимые, а масляные или спиртовые растворы красителей выцветают довольно быстро. Не применяйте красители для тонирования, если на древесину будет попадать солнечный свет, — в таких условиях они выцветают очень быстро.

Простота нанесения

Техника тонирования пигментными морилками и красителями практически одинакова. Испытайте ее на пробном обрезке, затем обильно нанесите красящий состав на поверхность вашего изделия и сотрите излишки, чтобы выровнять цвет.

Затем лайте поверхности полностью просохнуть, после чего еще раз протрите ее, чтобы удалить образующийся в некоторых местах налет. Помните, что цвет поверхности меняется при высыхании состава, а затем меняется еще раз при нанесении прозрачного лака (фото внизу слева). Красители для тонирования древесины можно приобрести в виде готового раствора или сухого порошка. Тщательно растворите порошкообразный краситель и процедите готовый раствор (фото внизу справа). Обычно цвет окрашенной красителями древесины не меняется с увеличением количества слоев красящего состава. Он становится темнее, но остается прозрачным. Каждый новый слой пигментной морилки сильнее затемняет цвет поверхности и уменьшает прозрачность.

Возможные дефекты и их устранение

Хотя тонирование считается несложной операцией, иногда возникают проблемы. Но многих из них удастся избежать, если вы знаете, что может случиться.

Поднятие ворса. Основной недостаток водных составов состоит в том, что они поднимают ворс на древесине. Следует быть готовым к этому, и лучше заранее поднять ворс и тщательно его удалить (фото слева внизу), а затем приступать к тонированию.

Разница в цвете древесины . Даже хорошая доска порой имеет участки и полосы разного цвета, и большинство красящих составов не могут скрыть эту разницу. Работа с такими досками показана на фото справа внизу. Пятнистость. Древесина некоторых пород окрашивается неравномерно. Предварительно обработав поверхность кондиционером, можно добиться более равномерного тонирования.

На следующей странице (фото внизу) показаны примеры такой обработки. Потемнение торцов. Торцевые поверхности впитывают больше морилки, чем остальные части доски. Чтобы уменьшить разницу в цвете, отшлифуйте торцы абразивом на одну ступень мельче, чем остальные поверхности. Затем обработайте их кондиционером. Тонирование красителями вместо пигментных морилок также помогает уменьшить разницу в цвете поверхностей, не прибегая к использованию кондиционера.

Несоответствие цвета. Иногда цвет окрашенной древесины отличается оттого, который вы ожидали увидеть. Если оттенок соответствует вашим планам, но он слишком светлый, нанесите еще один слой такого же красящего состава. Если получившийся оттенок не такой, как требуется, его можно перекрыть более темной морилкой.

Если цвет слишком темный и поверхность еще не высохла, ее можно немного осветлить, протерев подходящим растворителем. Водные морилки смываются водой, а для масляных нужно использовать уайт-спирит.

Если водная морилка уже высохла, можно частично удалить ее с помощью волы и заново тонировать поверхность. Высохшую масляную морилку часто удается удалить органическими растворителями для лаков и эмалей. Если этого недостаточно, используйте смывку, затем осветлите оставшиеся пятна с помощью отбеливателя, а потом снова приступайте к тонированию.

Можно немного осветлить окрашенную поверхность, аккуратно протирая ее подходящим растворителем, однако следует быть осторожным, чтобы сохранить равномерность оттенка и не допустить появления пятен и полос.

Вариации на тему

Мы сконцентрировали ваше внимание на пигментных морилках и красителях, но есть еще пять средств, которые могут быть использованы для тонирования древесины. В некоторых случаях лучше предпочесть комбинированные красящие составы, содержащие пигменты и красители, цветные масляно-лаковые смеси, морилку-гель, универсальные отделочные составы или гак называемые «безворсовые» морилки (то есть морилки, не вызывающие поднятия ворса). Наиболее удобными в применении являются комбинированные красящие составы (фото вверху). Однако в некоторых ситуациях морилка-гель позволяет добиться лучших результатов (фото внизу).

Цветные масляно-лаковые смеси, к которым относится и так называемое «датское» масло, содержат масло, лак, разбавитель и красящие вещества. Такие составы легко наносятся, глубже проникают в древесину и благодаря умеренно стойкому связующему могут служить самостоятельным отделочным средством.

Универсальные отделочные составы, использующиеся в качестве окончательного слоя отделки, содержат лак (например, полиуретановый) с красящими веществами. Разбавителем для таких составов служат уайт-спирит или вола, а красящим веществом — краситель или пигмент. С их помощью отделочное покрытие наносится одновременно с тонированием. Они практически не проникают в глубь древесины и по свойствам близки к краскам. Из- за быстрою высыхания работа с ними требует определенных навыков, чтобы нанести равномерно тонкий слой. Дополнительные слои затемняют цвет и делают его менее прозрачным. При нанесении кистью трудно избежать перекрывающихся участков, которые буду т выделяться темными пятнами. Как правило, следует избегать применения таких составов при отделке в мастерской.

«Безворсовые» морилки на волной основе можно разбавлять спиртом или лаковым растворителем, а поверх них использовать отделочные покрытия на масляной основе. Они высыхают слишком быстро, что делает их менее удобными по сравнению с обычными водными морилками, и большая часть столяров-любителей прекрасно обходится без них.

Расширьте свою цветовую палитру

Большинство столяров покупают для тонирования древесины готовые составы, стандартный ассортимент которых имеется во многих магазинах. Но если вы хотите выйти за рамки привычных цветов или просто хотите экспериментировать, научитесь изменять эти цвета по своему желанию. Одним из способов является смешивание стандартных цветов, но прежде следует убедиться в совместимости смешиваемых составов. В них должен использоваться один и тот же растворитель.

Намного больше возможностей предоставляет добавка основных цветов к готовым составам или их нанесение непосредственно на поверхность древесины. Используйте художественные масляные или так называемые японские краски, если затем будут наноситься морилка и лак на масляной основе. Если изделие покрыто морилкой и лаком на водной основе, можно использовать акриловые краски, разбавленные водным раствором клея. Такие краски продаются в художественных салонах и магазинах для творчества.

Цветовой круг подскажет, как получить желаемый цвет. Самые известные цветовые круги показывают, как с помощью красной, желтой и синей красок получить все остальные цвета.

Тем не менее в отделке мебели традиционно преобладают сдержанные оттенки так называемой «земляной» гаммы (см. фото внизу). Различные комбинации натуральной и жженой умбры, сиены, охры, черных и белых пигментов дают богатую палитру красивых оттенков, которые используются в мебельном деле. Экспериментируйте на обрезках и, добившись нужного результата, не забудьте записать рецепт.

Желая добиться особенного оттенка, используйте доступные возможности, о которых большинство столяров даже не подозревают. Акриловые и масляные художественные краски и цветовой круг помогут получить любой оттенок, который превратит самый обычный проект в нечто особенное.

Мы использовали акриловую глазурь и краски, продающиеся в художественных салонах, чтобы получить такие результаты на дубовой древесине. На левый образец нанесли натуральную сиену, средний покрыт жженой умброй, а для правого образца смешали вместе обе краски.

Вы можете увидеть разницу между красителями и пигментными морилками. На дубовую доску справа был нанесен золотисто-коричневый краситель, а доска ниже тонировалась морилкой такого же цвета.

Как и краски, пигментные морилки остаются на поверхности древесины, почти не проникая в глубину. Из-за высокого содержания пигментов краски непрозрачны. Морилки содержат те же пигменты, но в меньшем количестве, поэтому они относительно прозрачны (их можно считать сильно разбавленными красками).

Мельчайшие частицы пигмента смешиваются со связующим — веществом, удерживающим пигмент после высыхания на поверхности. Самым известным связующим масляного типа является олифа. В водных морилках применяются другие вещества. Все пигментные морилки следует тщательно перемешивать перед нанесением, чтобы равномерно распределить осевшие частицы пигмента в жидкости и предотвратить появление разноцветных полос.

Красители сильно отличаются от пигментов. Они прозрачны, проникают в глубь любой древесины, и с ними легче добиться цветовой однородности.

Вы можете приобрести готовые растворы красителей, сухие порошки или жидкие концентраты. Порошки и концентраты разводятся соответствующим растворителем: водой, спиртом или одним из нефтяных растворителей, например, сольвентом. Важно использовать для каждого типа красителя подходящий растворитель. Водный краситель, как правило, не удастся развести спиртом.

Жидкие концентраты красителей часто можно разбавлять несколькими растворителями. Спиртовые красители являются самыми быстросохнущими (пожалуй, слишком быстросохнущими, что затрудняет работу с ними). Водорастворимые красители безопасны и наиболее удобны в работе.

При тонировании важнее всего учитывать, как изменяется цвет при высыхании красящего состава. Часто столяр, увидев высохшую поверхность, считает необходимым нанести еще несколько слоев для усиления цвета, но это обычно приводит к ошибке. Если цвет сырой поверхности был таким, как требуется, не нужно ничего делать. Этот цвет вернется после нанесения бесцветного лака, как показано на . Некоторые красящие составы сохнут быстрее других, и, если морилка уже высохла, удалить ее излишки будет труднее. Водные морилки высыхают быстрее масляных. Часто высохшая поверхность кажется пыльной, ее цвет тусклый, но об этом не следует беспокоиться.

Смешав со спиртом или водой сухой порошок красителя, вам не удастся полностью растворить все его частицы, несмотря на тщательность перемешивания. Дайте раствору отстояться, после чего снова перемешайте, а затем процедите через бумажный фильтр для кофеварки, марлю или капроновый чулок, чтобы избавиться от нерастворенных частиц. Всегда надевайте пылезащитную маску при работе с сухим порошком, так как он сильно пылит, и это может стать причиной аллергических реакций и заболеваний органов дыхания. Добиваясь получения нужного оттенка, вы можете смешивать пигментные морилки с красителями, если они разведены в одном и том же растворителе. Для лучших результатов смешивайте продукцию одного производителя. Также следует разводить каждое красящее средство отдельно до смешивания их друг с другом. Не добавляйте порошок или концентрат одного цвета в готовый раствор другого цвета.

Водные морилки и красители поднимают ворс на древесине. Крошечные волокна разбухают и остаются приподнятыми, подобно щетинкам. Если нанести слой отделочного состава (лака или краски), поверхность будет напоминать наждачную бумагу.

Самый простой способ справиться с этим явлением (до нанесения морилки или красителя на водной основе) поднять ворс, а затем удалить его. Смочите поверхность чистой водой из опрыскивателя и дайте ей просохнуть полностью. Теперь шлифовкой или соскабливанием удалите поднявшиеся ворсинки. Простые и эффективные скребки получаются из сменных лезвий для ремесленных ножей. Держите лезвие почти вертикально, как показано на фото, и осторожно скоблите поверхность.

Древесина может иметь разный цвет, и не всегда удается полностью исправить эту разницу с помощью одного слоя морилки. Сложнее всего сделать это на древесине таких пород, как вишня или орех, у которых заболонь намного светлее ядра.

Если вы хотите, чтобы вся поверхность была темной, нанесите морилку только на заболонь, как показано на примере этой вишневой доски. После просушки нанесите еще один слой этой же морилки, покрыв им всю деталь. Если хотите добиться однородной окраски всей поверхности, цвет морилки должен соответствовать цвету ядровой древесины. Тонируйте этой морилкой только участки с заболонной древесиной.

Древесина сосны, вишни, клена и березы на поверхности одной и той же доски имеет участки различной плотности. Такая неоднородность является причиной неравномерного тонирования при использовании пигментных морилок. Мягкие участки впитывают больше морилки, чем твердые, и после тонирования выглядят более темными.

Уменьшить влияние неоднородности можно с помощью состава- кондиционера, нанеся его перед тонированием. Кондиционер является разновидностью связующего вещества, закрывающего древесные поры, и результат его применения вы можете видеть на фото слева.

Мы использовали кондиционер Minwax и красно-коричневую морилку для обработки левой сосновой доски, а правая доска покрыта только морилкой.

Кондиционер можно приготовить самостоятельно. Если для верхних слоев покрытия выбрали полиуретановый лак, сделайте кондиционер из одной части лака, разбавленного пятью частями растворителя. Нанесите эту смесь на поверхность, просушите, слегка отшлифуйте наждачной бумагой № 220, а затем тонируйте морилкой.

Комбинированные составы, содержащие краситель и пигментную морилку, обычно расслаиваются при длительном хранении на полке магазина. Краситель остается в растворе, а пигменты оседают на дно банки. Для получения первоначального цвета состав следует тщательно перемешать. Определить подобные составы можно с помощью палочки, опустив ее конец на дно банки. Если на нем будет сгусток, а сама палочка станет окрашенной (см. фото внизу), вы имеете дело с комбинированным составом. Краситель окрашивает плотные участки деревянной поверхности, а пигмент скапливается в порах. Такие составы тонируют проблемные породы более равномерно, но, чтобы еще более уменьшить неоднородность цвета, лучше сначала применить кондиционер. Комбинированные составы наносятся разными способами.

В верхней части банки, если не перемешивать ее содержимое, находится раствор красителя, который можно использовать непосредственно для тонирования древесины или добавить в совместимый лак для получения тонера (подробнее об этом в следующей статье данной серии).

Слегка перемешав содержимое банки, вы получите немного иной оттенок этого же цвета. Тщательное перемешивание даст еще один оттенок. Наконец, пигментный осадок, если его не размешивать, отлично подходит для использования в качестве патины, о которой будет рассказано в следующей статье.

Морилка-гель состоит из пигмента, красителя или их смеси и связующего на масляной или водной основе. Строго говоря, она является разновидностью краски, которая покрывает поверхность, не впитываясь в нее. Такие морилки немного скрывают рисунок текстуры, но зато с ними проще добиться однородности цвета (см. фото внизу). Левый образец был покрыт обычной водной морилкой, для тонирования правого образца использовали морилку-гель. Морилка-гель отлично подходит для нанесения так называемой патины. Техника патинирования позволяет добавлять цветные слои между слоями основного покрытия и имитировать текстурный рисунок на любой поверхности. Например, вы можете сделать две разные доски похожими друг на друга и превратить оргалит в дуб.

Тонирование изменяет цвет древесины и используется в том случае, когда резчик не имеет под рукой древесину желаемого цвета или при выполнении фанеровки.

Тонирование мелкорельефной резьбы

Мелкорельефная (особенно горельеф) и прорезная резьба , при любом проявлении влажности начинают коробиться и набухать, при этом полностью изменяются форма и внешний вид изделия.

Для тонирования такой резьбы можно воспользоваться природными красителями или красителем старого фломастера, который разбавляется скипидаром до нужной концентрации (от скипидара древесина не набухает и не коробится). После такого морения изделие хорошо просушивается, после чего его можно покрыть нитролаком (скипидар и нитролак не взаимодействуют).

Тонирование природными красителями производится следующим образом: Приготовленные красители наносятся на изделие путем легкого касания мягкой кисточки. Не стоит тонировать изделие целиком с первого раза, раствор наносится только на очень светлые места. При тонировании следует следить за тем, чтобы древесина не набухала, а резьба - не деформировалась. Все остальные места, нуждающиеся в тонировке, подправляются только после высыхания первого слоя раствора.

Поскольку есть вероятность разбухания древесины с мелкорельефной резьбой , тонировку, кроме способа с применением скипидара, лучше всего проводить по изделию, покрытому лаком.

Тонирование изделия, покрытого лаком

Тонировка по лаку дает возможность увидеть результат окраски сразу же (тонировка после покрытия лаком немного изменяется). Для подобной тонировки не используются водорастворимые красители, а используются такие, которые растворяются в органических растворителях. Нужными качествами обладают фломастеры: фетр вышедшего из употребления фломастера опускается в лак. Стержень фломастера мнется и лак сразу же окрашивается. Подкрашенный до нужной концентрации лак наносится на изделие.

Покрытую лаком древесину удобно тонировать спиртовой морилкой.

Поскольку вышеописанные способы включают в себя не природные компоненты, то из этого следует их недолговечность, а лишь временность, и недостаточная светостойкость. Лучше всего воспользоваться натуральными компонентами, например луковой шелухой, которая хорошо окрашивает горячую воду, а в спирте практически не растворяется. Раствор луковой шелухи наносится на покрытую лаком поверхность изделия несколько раз. В результате тонирования получается слабый золотистый оттенок.Более интенсивные растворы натуральных компонентов получаются на водке (водка очень хорошо растворяет морилку бейц).

Тонирование масляной краской

Подобное тонирование осуществляется путем протирания поверхности (почти досуха) небольшим количеством художественной масляной краски. Для этих целей чаще всего используется красная или оранжевая краска. Масляная краска дает хорошую светостойкость. В основном такое тонирование используется для древесины, которая требует изначального изменения цвета и на небольших участках.

Перед тонированием поверхность изделия покрывается растительным маслом или растительным маслом с добавкой олифы (около 15%). После впитывания излишек масла тщательно снимается сухой тряпкой. Небольшое количество неразбавленной краски втирается в дерево при помощи пальца или кистью с совсем короткой щетиной. При втирании краски необходимо следить за тем, чтобы текстура древесины не изменилась. Если тон получился слишком сильным, излишек краски снимается тряпочкой, смоченной в масле. Тонированное изделие выдерживается одну-две недели и покрывается маслом или лаком.

Все фото из статьи

Когда человек подходит к работе со вкусом, часто случается так, что предложенные в магазине образцы из древесины не соответствуют по некоторым критериям, одним из которых является оттенок материала. Казалось бы, вот два соседних образца, а хочется тон, ровно между ними, что же делать в таком случае?

Самое простое – приобрести специальные средства, с помощью которых вы самостоятельно сможете изменить цвет деревянного изделия.

С чего начинать

Для начала необходимо проводить эксперименты с разными красителями (с пигментом или без него). Если вы добавите их в свой профессиональный набор для отделки, то возможности получения эксклюзивного результата удесятерятся.

Такие растворы применяют примерно так же, как привычные для всех морилки:

  • Наносим раствор при помощи обыкновенной кисти.
  • Убираем лишнее.
  • Любуемся выявленной текстурой и рисунком древесины после полного высыхания.

Пигменты и красители для древесины: основные различия

Итак, перед вами стал вопрос,чем тонировать дерево? Если говорить о готовых составах, имеющихся в доступной продаже, то это, как правило, пигментные морилки, либо смесь красителей и пигментов.

Пигмент – это цветные твердые частицы мелкого помола, они смешиваются с вяжущими веществами, которые способны удержать их на древесной поверхности. Эти частицы оседают во всевозможных углублениях, к примеру, в древесных порах или царапинах, образовавшихся при контакте с наждачной бумагой.

Интересно! Поры такого дерева, как, к примеру, красный дуб очень большие, поэтому и пигментов там скапливается много, в этом случае текстура древесины сильно затемняется. Тоже самое происходит и после грубой шлифовки поверхности.

Красители же, в отличие от пигмента, растворяются полностью в растворе. Поэтому, при впитывании красителя в древесину и окрашивании волокон внешние качества дерева не так сильно изменяются.

Если вы хотите оставить всю красоту и оригинальность рисунка, воспользуйтесь именно красителем.

Вывод

Хотелось бы также напомнить, что конечный оттенок деревянное изделие принимает только после полного высыхания и если в помещении соблюдаются стабильные температурные условия. В тех случаях, если сильно колеблется влажность, возможно дополнительное отклонение от желаемого результата – тон может быть более темным (

частый вопрос в форумах, вот и решил написать статейку.

Тонирование древесины

Тонирование древесины происходит за счет наложения на древесину материалов, содержащих пигмент. Как вариант - химическое или термическое воздействие, но такие способы мы рассматривать не будем - у них совсем иные эффекты.
Тонирование древесины с помощью морилок.
Это один из наиболее распространенных способов тонирования при отделке древесины, применяющейся в помещениях. В этом случае пигмент добавляется в состав, который обладает хорошей проникаемостью в дерево и прокрашиваются волокна древесины. За счет неравномерного впитывания происходит подчеркивание рисунка древесины, тонирование плотных слоев происходит слабее, а мягких, более пористых - сильнее.
После нанесения древесина покрывается лаком для защиты от загрязнения и механических воздействий.

Тонирование древесины с помощью цветных лаков.
Тонирование древесины лаками менее распространено, но тоже вполне хороший вариант. Есть одно небольшое ограничение - этим способом нежелательно тонировать напольные покрытия - паркет, паркетные доски. Это связано с тем, что добавление пигмента несколько снижает качество лака. Однако не стоит забывать что тонированный качественный лак лучше чем нетонированный плохой. Кроме того, никто не мешает нанести слой тонированного лака, а сверху - прозрачный (имейте в виду, что при нанесении первым слоем прозрачного а сверху тонированного дает несколько иной эффект тонирования древесины.). В результате сверху будет 2-3 или более слоев прочного прозрачного лака.
Данный вариант тонирования меньше подчеркивает рисунок древесины, особенно при грунтовании древесины прозрачным лаком. И еще, следует учесть, что в этом случае пигмент содержится прежде всего в пленочном покрытии на древесине, что с одной стороны дает некоторую мутноватость, а с другой - довольно интересный декоративный эффект.

Тонирование древесины с помощью пропиток.
По своей сути этот вариант тонирования схож с тонированием морилками, но и имеет существенное отличие.
1. В состав пропиток входят составы для защиты древесины от грибков, жучков и прочего.
2. В связи с этим пропитки рекомендуются прежде всего для наружных работ, хотя и вполне применимы внутри помещений.
3. Некоторые пропитки дают одновременно небольшой пленочный слой, что дает возможность мыть поверхности, покрытые ими внутри помещений (только для стен).
4. Сейчас у некоторых производителей появились пропитки, дающие надежную защиту от дождей и прочего при использовании снаружи помещений. Эти свойства достаточны при покраске стен дач, коттеджей, беседок, заборов и т.п.
5. После пропиток стены стоит покрывать "прозрачными тонированными красками" (лазурями). В принципе они по сути схожи с тонированными лаками, но пластичнее, эластичнее их.

Хочется добавить, что при покраске дерева снаружи от потемнения древесину защищает в первую очередь пигмент в краске, рассеивая ультрафиолетовые лучи. Однако пленочное покрытие "сжигается" солнцем по 10 микрон в год, что ведет при перекраске фасада через 5 лет. Таким образом на сегодняшний день оптимальное покрытие для фасадов - пропитки, поверх которых нет необходимости наносить пленочное покрытие.